г. Сыктывкар Дело № 2-6200/2020 (33-5743/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2020 года, которым за Ракиной Светланой Владимировной признано право состоять в списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», по категории «семьи, имеющие трех и более детей»; на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность восстановить Ракину С.В. в списке граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», по категории «семьи, имеющие трех и более детей», с составом семьи четыре человека: Ракина С.В., Невский Е.Е., ФИО, ФИО, с датой постановки на учет 4 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Ракиной С.В., Невского Е.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ракина С.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». В обоснование указав, что с 24.09.2015 состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей», с составом семьи четыре человека: Ракина С.В. и дети: ФИО., <Дата обезличена> года рождения, ФИО., <Дата обезличена> года рождения, ФИО., <Дата обезличена> года рождения. 26.10.2018 незаконно исключена ответчиком из очереди в связи с достижением сыном ФИО возраста ... лет.
В судебном заседании истец Ракина С.В. и третье лицо Невский Е.Е. исковые требования поддержали.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь, что судом неправильно применены нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Судом установлено, что на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» №<Номер обезличен> от 23 сентября 2015 года Ракина С.В. принята на учет в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», по категории «Семьи, имеющие трех и более детей», с составом семьи 4 человека: Ракина С.В., ее дети: ФИО., <Дата обезличена> года рождения, ФИО., <Дата обезличена> года рождения, ФИО., <Дата обезличена> года рождения, с датой постановки на учет 4 сентября 2015 года.
Семья Ракиной С.В. проживает по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью 43,7 кв.м.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ракиной С.В., ФИО., ФИО. (мать истца) и ФИО., каждому из них по ? доле.
24 мая 2018 года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МОР ГО «Сыктывкар» принято решение об исключении Ракиной С.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей», в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по причине достижения Невским Е.Е. возраста 18 лет, в связи с чем, по мнению ответчика, семья Ракиной С.В. утратила статус семьи, имеющей трех и более детей.
Указанное решение утверждено постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24 октября 2018 года №<Номер обезличен>.
Письмом от 26 октября 2018 года администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила Ракину С.В. о принятом решении.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми и состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в том числе: семьи, имеющие трех и более детей (пп. «г» ч. 1).
Согласно п. 2 ч. 7. ст. 3 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» снятие граждан с учета осуществляется уполномоченным органом в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Признавая незаконным решение ответчика о снятии истицы с учета граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что из содержания ст. 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ не следует, что право на получение выплаты для лиц, поставленных на учет, действует только до достижения их детьми 18-летнего возраста. Ракина С.В. была в установленном порядке поставлена с составом семьи на учет для предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, когда все ее дети были несовершеннолетними, в связи, с чем у истца и членов ее семьи возникли законные ожидания относительно предоставления им данной социальной выплаты. Между тем, администрацией МО ГО «Сыктывкар» с 4 сентября 2015 года выплата не была предоставлена, в связи с чем семья истца по независящим от них причинам фактически была лишена возможности реализовать свое право на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки и ее право должно быть восстановлено.
Согласно п. 2.4.3 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом названный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда, учитывая, что необеспечение истца социальной выплатой не зависело от ее действий. Поскольку государство, в лице органа муниципального самоуправления, включая Ракину С.В., как лицо, имеющие трех детей в список лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от такого обязательства.
Суд верно отклонил доводы ответчика о том, что в силу положений Семейного кодекса РФ к детям относятся лица, не достигшие возраста 18 лет, поскольку правоотношения по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий возникают не в рамках семейных правоотношений, а в рамках жилищных правоотношений - как способ реализации получателями выплат права на жилище.
Кроме того суд правомерно указал на то, что непредоставление социальной выплаты длительное время и достижение старшим ребенком истца возраста 18 лет не свидетельствуют о наличии оснований для снятия с учета.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную суду первой инстанции и отраженную в постановлении о снятии истца с учета, а потому отклонены судебной коллегией.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что постановленное по настоящему делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МОГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-