Дело № 3а-1/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 января 2018 года город Иваново
Ивановский областной суд
в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.
с участием представителя административного истца – Волченкова Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Пангачева Николая Николаевича к Департаменту управления имуществом Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Пангачев Н.Н. обратился в Ивановский областной суд с административным иском к Департаменту управления имуществом <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что Пангачев Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Приказом № 105 от 25 ноября 2014 года Департамента управления имуществом Ивановской области утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области по состоянию на 1 января 2014 года и кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 333508,78 руб. Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка ООО «Оценка Инсайт» № 026/08-17 от 25.08.2017г. рыночная стоимость названного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляет 183654,80 руб. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности истца, поскольку влияют на обязанность по уплате земельного налога, а также затрагивают его имущественные права на установление правильной и справедливой стоимости участка при его перераспределении. По основаниям, изложенным в иске, Пангачев Н.Н. просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной 183654,80 рублей, и обязать Департамент управления имуществом Ивановской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночную стоимость 183654,80 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, в качестве заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрация г.о. Вичуга.
Определением Ивановского областного суда от 23 ноября 2017 года (т.1 л.д. 183-184) производство по делу в части требований Пангачева Н.Н. о возложении обязанности на Департамент управления имуществом Ивановской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночную стоимость 183654,80 руб. прекращено в связи с отказом Пангачева Н.Н. от административного иска в этой части.
В судебном заседании административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц отсутствовали, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Волченков Ю.В. представил заявление об уточнении требований, в связи с результатами проведенной по делу судебной экспертизы просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 206000 рублей.
В ранее представленных письменных отзывах административных ответчиков - Департамента управления имуществом Ивановской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации г.о. Вичуга (т.1 л.д. 75-76, 79-82, 95-97, 98-100, 103, 104-105, 107-108) указано на отсутствие возражений по существу требований Пангачева Н.Н., сводящихся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
Выслушав представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Пангачев Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. (т.1 л.д. 7).
Приказом Департамента управления имуществом Ивановской области № 105 от 25 ноября 2014 г. утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 1 сентября 2017 года кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 333508,78 руб. (т.1 л.д. 68).
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. При этом частью 1 указанной статьи определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
П. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1января года, являющегося налоговым периодом. Вслучае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере его рыночной стоимости в порядке ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Лицами, участвующими в деле, право Пангачева Н.Н. на обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости не оспаривалось.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз.3 ч. 11 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Представленным административным истцом отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка № 026/078-17, подготовленным ООО «Оценка Инсайт», рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 184000 руб. (т.1 л.д. 9 - 67).
Судом по ходатайству представителя административного истца Пангачева Н.Н. по делу назначалась оценочная экспертиза.
Согласно экспертному заключению № 241 от 18 декабря 2017 г., выполненному экспертом ООО «Авангард» ФИО1 (т.2 л.д. 4-90), отчет об оценке №026/08-17 от 25.08.2017 года, подготовленный оценщиком ООО «Оценка Инсайт» ФИО2, составлен с нарушениями требований ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, которые повлияли на рыночную стоимость объекта оценки. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 206000 рублей.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности административному истцу земельного участка и установления её в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. При этом рыночную стоимость земельного участка суд считает необходимым установить в размере, определенном в заключении эксперта № 241 от 18 декабря 2017 г.
Экспертное заключение соответствует положениям ст. 82 КАС РФ, отвечает требованиям ст.ст. 60, 61 данного кодекса об относимости и допустимости доказательств, является обоснованным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные экспертом выводы, а также ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение выполнено экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, подтвержденным приложенными к заключению документами.
Экспертное заключение в части определения рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, базируется на достоверных документах об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта. Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, при этом отказ эксперта от применения доходного и затратного подходов и выбор метода оценки обоснованы.
В процессе оценки эксперт провел анализ рынка и по его результатам определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки, обоснованно выбрал для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода объекты-аналоги, последовательно с изложением обоснования произвел корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. В заключении эксперта приводится перечень источников, использованных при проведении оценки.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что при составлении заключения эксперта правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, соблюдены базовые принципы существенности, обоснованности, однозначности и проверяемости использованной информации, нарушений, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, экспертом не допущено.
Лицами, участвующими в деле, достоверность заключения эксперта не оспаривалась и под сомнение не ставилась, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы не заявлено. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд считает возможным использовать величину рыночной стоимости земельного участка, определенную судебным экспертом, для пересмотра в судебном порядке кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка.
В соответствии с ч.5 и 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости (до 1 января 2017 года государственный кадастр недвижимости), которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой подачи заявления Пангачева Н.Н. об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения с соответствующим заявлением в Ивановский областной суд – 23 октября 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Пангачева Николая Николаевича к Департаменту управления имуществом Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 206000 рублей.
Датой подачи заявления Пангачева Николая Николаевича об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения с соответствующим заявлением в Ивановский областной суд – 23 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 10 января 2017 года.