УИД 38RS0031-01-2020-002385-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
с участием истца ФИО1,
третьего лица ФИО4,
представителя третьего лица ООО «Родники» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2180/2020 по иску ФИО1 к Администрации Уриковского муниципального образования о сохранении квартиры в переустроенном виде
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации Уриковского муниципального образования, в котором просит: сохранить квартиру, расположенную по адресу: ...., в переустроенном виде с автономной системой отопления.
В обоснование заявленных исковых требований истец ФИО1 указал, что в 2015 году им было произведено переустройство квартиры, расположенной по адресу: ...., отключив систему отопления и оборудовав электрообогрев в квартире. Истцом были обрезаны все стояки центрального отопления. В настоящее время квартира отапливается за счет автономного электрического котла, расположенного в квартире. Истец полагает, что восстановление системы отопления в прежнем виде в настоящее время невозможно, при этом произведенное переустройство никак не влияет на права и законные интересы лиц, проживающих в доме и не создает угрозу жизни и здоровью других людей.
Определениями Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ООО «Родники».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что автономная система отопления эксплуатируется им на протяжении пяти лет и никому вреда не нанесла.
Представитель ответчика Администрации Уриковского муницпального образования в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседании не поступало.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО «Родники» ФИО3 в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения. По существу заявленных требований в материалы гражданского дела представлен отзыв.
Третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Суд, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.
Выслушав пояснения, истца, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... ...., ...., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.
Как следует из доводов искового заявления, а также пояснений истца в ходе судебного заседания, в 2015 году истец произвел переустройство своей квартиры, отключил систему отопления, отрезав все стояки центрального отопления. Перед осуществлением переустройства жилого помещения истец какого-либо разрешения, проекта на реконструкцию системы отопления, согласия собственников жилого помещения не получал.
Из представленного в материалы гражданского дела технического паспорта жилого помещения от **/**/**** отопление в жилом помещении, расположенном по адресу: .... ...., ...., автономное.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Согласно п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354. Согласно пп. "е" п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 35 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил).
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления., что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 года N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводам, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, и исходит из того, что на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ).
Между тем, доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на общем собрании решения о даче согласия ФИО1 на отключение квартиры от центральной системы отопления, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ФИО1 не представлено.
Кроме того, суд приходит к выводу, что и в нарушении требования ст. 56 ГПК РФ, ФИО1 в материалы гражданского дела не представлено доказательств, что произведенное им переустройство соответствует требованиям действующего законодательства и не создает опасности для жизни и здоровья других лиц.
Так, истцом в материалы гражданского дела представлено заключение эксперта №В-33/2906 ООО «ФИСЭ» согласно выводам, которого произведенная перепланировка в помещениях обследуемой квартиры соответствует требованиям действующей нормативной документации. Дефектов и нарушений требований действующей нормативной документации при обследовании смонтированных инженерных коммуникаций в результате проведения перепланировки не выявлено. Произведенная перепланировка в помещениях обследуемой квартиры жизни и здоровью граждан не создает. Между тем, суд относится к указанному заключению экспертизы критически и полагает, что указанное заключение эксперта не может быть положено в основу решения суда, поскольку экспертом не исследовано состояние всего многоквартирного дома, тогда как изменение технических характеристик одной квартиры может повлечь за собой существенное изменение в инженерной системе всего дома. При этом при проектировании жилых домов тип и размер отопительных проборов, устанавливаемых в квартирах, определяется с учетом общей площади отапливаемых помещений, при этом прогрев помещений должен осуществляться равномерно.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о сохранении квартиры, расположенной по адресу: ...., в переустроенном виде с автономной системой отопления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Уриковского муниципального образования о сохранении квартиры в переустроенном виде - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.
Судья: Д.И. Столповская
В окончательной форме решение суда принято **/**/****.