Дело № 2-1380/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2016 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Князькова М.А.,
при секретаре Вахромеевой Е.С.,
с участием:
представителя истца Лагвилава М.З.,
представителя ответчика Ханаферова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова <данные изъяты> к ОАО «Альфа-Страхование» о взыскании страхового возмещения,
у с т а н о в и л:
Круглов А.А. обратился в суд с иском к ОАО «Альфа-Страхование» о взыскании страхового возмещения и судебных расходов, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого его автомобилю ФИО3 <данные изъяты> причинены механические повреждения, его гражданская ответственность застрахована в ОАО «Альфа-Страхование» на основании страхового полиса ЕЕЕ №.
ДД.ММ.ГГГГ он вручил ОАО «Альфа-Страхование» заявление о страховой выплате и все предусмотренные законом документы ценным письмом с описью вложения, однако в установленный законом 20-дневный срок его требование ответчиком не исполнено.
Ввиду того, что до настоящего времени страховая выплата ответчиком не произведена, он вынужден был обратиться в экспертную организацию «Авангард» для проведения независимой оценки рыночной стоимости восстановительного ремонта своего автомобиля. Стоимость автоэкспертных услуг составила 10 000 рублей.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> с учетом износа составила 273 053 рублей.
Ответчику ДД.ММ.ГГГГ была вручена претензия о добровольной выплате страхового возмещения, с приложением экспертизы, страхового полиса и реквизитов для оплаты, но до настоящего времени оставлена без удовлетворения.
Просил взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 273 053 рубля, расходы по оплате стоимости экспертизы в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, расходы за оплату нотариально заверенной доверенности в размере 1 000 рублей, почтовые расходы в сумме 400 рублей.
Круглов А.А., извещенный о дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель истца по доверенности Лагвилава М.З. на удовлетворении исковых требований настаивал, с учетом удовлетворенного заявления об отказе от иска в части.
Представитель ответчика ОАО «Альфа-Страхование» Ханаферов М.Н., действующий по доверенности, против исковых требований не возражал.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ООО «Зетта Страхование» о месте и времени рассмотрения дела также извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил.
Суд, с согласия всех участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, признав причину его неявки неуважительной в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), которая устанавливает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителей, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в материалах дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой выплаты).
Согласно части 4 статьи 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца ФИО3 <данные изъяты> причинены механические повреждения, его гражданская ответственность застрахована в ОАО «Альфа-Страхование» на основании страхового полиса ЕЕЕ №.
Согласно экспертному заключению экспертного учреждения «Авангард» № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля ФИО3 <данные изъяты> с учетом износа составила 273 053 рублей. Стоимость автоэкспертных услуг составляет 10 000 рублей.
На основании пункта 14 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года №223-ФЗ), стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность сведений, указанных в приведенном выше экспертном заключении, поскольку оно содержит подробный анализ произведённых исследований, и признает данное заключение, как доказательство, подтверждающее сумму ущерба. При этом у суда нет оснований не доверять эксперту, поскольку он действовал в соответствии с требованиями законодательства, которое суд признает в соответствии со статьей 67 ГПК РФ допустимым доказательством.
В соответствии с пунктами 38-40 постановления Пленума ВС РФ от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» упрощенный порядок оформления дорожно-транспортного происшествия применяется в случае, если договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия заключены со 2 августа 2014 года и действуют до 30 сентября 2019 года включительно (пункт 4 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).
Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельный размер страховой выплаты в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 рублей.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика сумму страхового возмещения, подлежащего выплате истцу, в размере 273 053 рубля.
Пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО указывает, что стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
При этом расходы на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, поскольку они должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности. Неисполнение ответчиком обязанности по проведению экспертизы поврежденного транспортного средства и выплате страхового возмещения создало препятствия для реализации потерпевшим его прав и привело к необходимости несения им расходов на проведение такой экспертизы.
Следовательно, стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой должна быть произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком, а не в состав страховой выплаты.
Иное толкование названного положения Закона об ОСАГО приведет к нарушению права потерпевшего на возмещение убытков в полном объеме, поскольку подлежащая выплате сумма страхового возмещения, направленная на восстановление поврежденного имущества, будет необоснованно уменьшена на стоимость услуг по проведению независимой экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Соответственно, стоимость независимой экспертизы, проведенной по инициативе потерпевшего в отсутствие ответа страховой организации на требование о выплате страхового возмещения и совершения ею действий по проведению экспертизы транспортного средства, подлежит взысканию со страховщика без учета лимита ответственности по договору ОСАГО.
Аналогичные выводы изложены и в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 года по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, с ответчика в пользу Круглова А.А. подлежат взысканию убытки по оплате автоэкспертных услуг в размере 10 000 рублей.
По правилам части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела усматривается, что интересы истца по данному гражданскому делу по доверенности представлял Лагвилава М.З., расходы по оплате которого произведены истцом в размере 15 000 рублей в соответствии с договором об оказании юридических услуг и квитанцией от 12 мая 2016 года.
Учитывая, что решение суда состоялось в пользу истца, оценивая объем проделанной работы представителем истца, характер спора и сложность дела, количество судебных заседаний с участием представителя истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд приходит к выводу об обоснованности требований о взыскании с ОАО «Альфа-Страхование» в пользу Круглова А.А. почтовых расходов в сумме 400 рублей, поскольку они подтверждены документально.
Круглов А.А. освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, государственная пошлина за требования имущественного и неимущественного характера в размере 6 244 рублей 53 копейки подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Круглова <данные изъяты> к ОАО «Альфа-Страхование» о взыскании страхового возмещения – удовлетворить.
Взыскать с ОАО «Альфа-Страхование» в пользу Круглова <данные изъяты> сумму страхового возмещения в размере 273 053 рубля, расходы по оплате автоэкспертных услуг в сумме 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей и почтовые расходы в сумме 400 рублей.
Взыскать с ОАО «Альфа-Страхование» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6 244 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 15 июля 2016 года.
Судья М.А. Князьков