РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2021 года г. Венёв
Веневский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Стукаловой О.А.,
при секретаре Макаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Кузнецову С.В. об изъятии земельного участка путем продажи с публичных торгов,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Кузнецову С.В. об изъятии земельного участка путем продажи с публичных торгов.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Кузнецову С.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: <данные изъяты>, с разрешенным использованием – <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес>
Право собственности у Кузнецова С.В. возникло 28 августа 2018 года.
Принадлежащий ответчику земельный участок является землей сельскохозяйственного назначения, которая в силу ст. 1 ЗК РФ имеет приоритет в охране и в использовании по отношению к иным землям.
Органом государственного земельного контроля (надзора) Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям в сентябре 2019 года по результатам мероприятий по проверке соблюдения обязательных требований в сфере охраны и рационального использования земель установлено, что Кузнецов С.В. на земельном участке с кадастровым номером 71:05:010301:1554 не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно не проводит мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, и иных процессов, которые приводят к деградации земель.
24 сентября 2019 года Кузнецов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности.
С 2020 года Кузнецов С.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного надзора (контроля) об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов проверки следует, что Кузнецов С.В. использовал земельный участок с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая установленный факт наличия на земельном участке карьера по добыче полезных ископаемых, Кузнецовым С.В. допущено нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.
Просит изъять у Кузнецова С.В. земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: <данные изъяты>, с разрешенным использованием – <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес>, путем продажи с публичных торгов.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик Кузнецов С.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Кузнецова С.В. по доверенности Гирин А.М. ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Кузнецова С.В., ссылаясь на то, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, был образован 28 августа 2018 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Вступившим в законную силу решением Веневского районного суда Тульской области от 8 октября 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора Веневского района Тульской области к <данные изъяты> о признании действий по добыче песка на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, №, №, №, незаконными и возложении на ответчика обязанности прекратить деятельность по добыче полезных ископаемых (песка) на указанных земельных участках.
Решением суда установлено, что участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Кузнецову С.В., передан по договору безвозмездного срочного пользования <данные изъяты> В ходе проверки, проведенной прокуратурой Веневского района совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям, был проведен осмотр земельных участков, в ходе которого установлено, что горная выработка расположена, в том числе, на земельному участке с кадастровым номером №. Допрошенный в ходе судебного заседания специалист показал, что в ходе осмотра им было установлено, что <данные изъяты> разработало котлован и осуществляет добычу песка на земельных участках. Данный факт также подтверждается постановлениями о привлечении ООО «Стройресурс» к административной ответственности, в том числе 21 декабря 2016 года по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ по тем же основаниям, что и Кузнецов С.В. 24 сентября 2019 года.
Ссылаясь на положения п.5 ст.13 ЗК РФ, п.3 ст. 76 ЗК РФ, ст.1064 ГК РФ, ст. 77 Закона об охране окружающей среды, указал, что обязанность по приведению участка в пригодное состояние возлагается не только и не всегда на собственника земельного участка, а на конкретное лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель (причинителя вреда). Такое лицо установлено и ответчик им не является.
Кроме того, использование Кузнецовым С.В. земельного участка по целевому назначению с 2014 года исключено в связи с невыполнением <данные изъяты> возложенных на него обязанностей и не устранением допущенных обществом нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №.
Ссылался на положения п. 1 ст.6 Фз «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указывает, что земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех лет и более подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Использование ответчиком земельного участка с 2014 года по целевому назначению не представляется возможным в связи с невыполнением ООО «Стройресурс» возложенных на него обязанностей и не устранением допущенных обществом нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка. Иск заявлен истцом преждевременно, до истечения трехлетнего срока.
К моменту возникновения права собственности на участок у Кузнецова С.В., участок уже находился в состоянии, не пригодном для использования по целевому назначению. Указанное подтверждается заключением специалиста от 10 декабря 2021 года.
Факт не использования по целевому назначению земельного участка, из которого был выделен спорный участок, впервые достоверно зафиксирован 17 апреля 2014 года. Таким образом, трехлетний срок, предусмотренный ст. 284 ГК РФ, истек 17 апреля 2017 года. Срок исковой давности по настоящему спору истек 17 апреля 2020 года.
Представители третьих лиц Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям, Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Кузнецову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: <данные изъяты>, с разрешенным использованием – <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН № № от 5 октября 2020 года.
Органом государственного земельного контроля (надзора) – Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям в сентябре 2019 года по результатам мероприятий по проверке соблюдения обязательных требований в сфере охраны и рационального использования земель установлено, что Кузнецов С.В. на земельном участке с кадастровым номером 71:05:010301:1554 не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно не проводит мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, и иных процессов, которые приводят к деградации земель.
24 сентября 2019 года Кузнецов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного положением ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности.
Установлено, что Кузнецов С.В. в период с октября 2018 года по 20 августа 2019 года на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенном <адрес> не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: не проводит мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, а именно: на части земельного участка на площади <данные изъяты> га размещена горная выемка, дно которой заполнено водой, глубина выемки составляет более 10 м. На момент осмотра откосы горной выемки частично покрыты сорной растительностью. Также на участке непосредственно на поверхности почвы на площадях <данные изъяты> га, <данные изъяты> га размещены отвалы вскрышенных пород покрыты сорной растительностью. Общая площадь части земельного участка нарушенной в результате размещения карьера по добыче ОПИ составляет <данные изъяты> га. На момент осмотра работы по добыче ОПИ не ведутся. На остальной части участка, а именно на площади 1,91 га присутствует многолетняя дикорастущая сорная растительность (пырей, лютик едкий и пр.), высотой до 0,5м., а также единично растущая кустарниковая растительность высотой до 1,5 м. Участок закочкарен.
С 2020 года Кузнецов С.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного надзора (контроля) об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов проверки следует, что Кузнецов С.В. использовал земельный участок с нарушением требований, установленных законодательство Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу положений п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды земельного участка осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ.
В силу положения ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии п.п. 7, 8 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае не устранения правонарушений, указанных в п.п. 3, 4 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 7 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных п.п. 3, 4 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 48 Устава Тульской области от 28.05.2015 г. № 2301-ЗТО Правительство Тульской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области.
Правительство Тульской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Тульской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией Министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании Указа Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 года № 120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».
В соответствии с п. 1, пп. 56 п. 5 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 г. № 452, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет функции по обращению в установленном порядке в суд с требованием о принудительном изъятии у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, являющихся предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, в случае, если в течение трех или более лет подряд с неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной сельскохозяйственным производством деятельности.
Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что действительно Кузнецов С.В. использовал земельный участок с нарушением требований, установленных законодательство Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Изъятые земельные участки подлежат реализации путем продажи с публичных торгов.
В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным Законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. С учетом отсутствия возражений сторон, суд считает необходимым установить начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 180442 руб. 08 коп.
Таким образом, оценивая исследованные судом доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области к Кузнецову С.В. об изъятии земельного участка, путем продажи с публичных торгов являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом оценивая доводы стороны ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 71:05:010301:492, из которого был выделен спорный земельный участок с кадастровым номером 71:05:010301:1554, был предоставлен истцом Кузнецовым С.В. по договору безвозмездного пользования ООО «Стройресурс», вина которого в нецелевом использовании земельного участка подтверждена, а также нарушения сроков обращения с настоящим исковым заявлением, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом поведение ответчика Кузнецова С.В. не отвечает критерию добросовестного поведения, в том числе при осуществлении своих прав и обязанностей по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером №. В частности, ФИО3 не было предложено устранить допущенные ООО «Стройресурс» нарушения договора безвозмездного срочного пользования до его расторжения.
В дальнейшем, ответчик Кузнецов С.В. произвел выдел земельного участка с кадастровым номером № из земельного участка с кадастровым номером №, при этом достоверно зная о существенном снижении плодородия почв земли.
Доводы ответчика о невозможности изъятия земельного участка и пропуске истцом срока исковой давности основаны на неверном толковании норм права.
При этом нарушение установленного Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения срока для обращения в суд само по себе не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, так как по своей природе указанный срок не является сроком исковой давности, установленной законом для обращения в суд для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Данный срок установлен с целью гармонизации взаимодействия органов исполнительной власти в части их компетенций по реализации государственной функции по сохранению целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, закрепленной в качестве первого принципа оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
От уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 333.17, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу ст. 333.36. Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, заявленные требования истца удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования Веневский район Тульской области с ответчика Кузнецова С.В. в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд,
решил :
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.
Изъять у Кузнецова С.В. земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: <данные изъяты>, с разрешенным использованием – <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес>, путем продажи с публичных торгов, установив начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 180442 руб. 08 коп.
Взыскать с Кузнецова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Веневский район Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Стукалова