Дело 2-1466/2021 (2-7891/2020;) | 24 марта 2021 года78RS0014-01-2020-009145-09 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лифановой О.Н.,
при секретаре Лифановой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мартыновой С.Г. к ООО «Жилкомсервис №2 Московского района», СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района», Терентьеву Г.В., Терентьевой Т.Н., Шагиной Н.Г., Терентьевой Е.Г. о разделе лицевого счета, об определении доли к оплате за жилое помещение и коммунальных услуг,
установил:
Мартынова С.Г. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис №2 Московского района», СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района», Терентьеву Г.В., Терентьевой Т.Н., Шагиной Н.Г., Терентьевой Е.Г., одновременно действующей в интересах своего несовершеннолетнего сына Морева Н.С. об определении размера и порядка участия сторон в расходах по внесению платы за найм жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения, расположенного по адресу Санкт-<адрес> путем выдела долей следующим образом:
Мартынова С.Г. в размере 1/6 доли;
Шагина Н.Г., Терентьев Г.В., Терентьева Т.Н., Терентьевой Е.Г., за себя и несовершеннолетнего сына Морева Н.С. в размере 5/6 доли;
об обязании управляющей организации ООО «Жилкомсервис №2 Московского района» оформить истцу и ответчикам отдельный лицевой счет и выдавать отдельные платежные документы для внесения платы за найм жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения, расположенного по адресу Санкт-Петербург, <адрес>.
В судебном заседании истец Мартынова С.Г., ее представитель Шипилин Ю.В., действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. Мартынова С.Г. пояснила, что в квартире не проживает, потому что её оттуда выгнали и проживание в антисанитарных условиях, в которых квартиру содержат ответчики, невозможно, поскольку ответчики не работают, ведут асоциальный образ жизни, просила выделить её долю расходов в оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку отказываться от прав на квартиру не намерена.
Ответчики Терентьев Г.В., Терентьева Т.Н., Терентьева Е.Г., одновременно действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына Морева Н.С., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали, полагали возможным выделить отдельно долю расходов на истца, на ответчика Шагину Н.Г., а в отношении себя указали, что готовы нести обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг совместно, при этом настаивали на том, чтобы истец погасила свою часть уже образовавшейся задолженности ранее, выражали намерение заняться вопросом выселения истца из квартиры за неоплату задолженности.
Ответчик Шагина Н.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени его проведения, что подтверждается собственноручно проставленной ей подписью в извещении о явке в суд, однако, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика СПб ГКУ «ЖА Московского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал возможным исковые требования Мартыновой С.Г. удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №2 Московского района» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения, также направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал возможным исковые требования Мартыновой С.Г. удовлетворить, а судебное заседание провести в свое отсутствие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков Шагиной Н.Г., СПб ГКУ «ЖА Московского района», ООО «Жилкомсервис №2 Московского района».
Выслушав доводы истца, его представителя, возражения ответчиков, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23.05.2014 между СПб ГКУ «ЖА Московского района» и Терентьевой М.Л. был заключен договор социального найма № в отношении жилого помещения, состоящего из 2 комнат, а именно комнаты № 1 площадью 16.40 кв.в., комнаты № 2 площадью 13,60 кв.м в отдельной квартире общей площадью 43,50 кв.м. по адресу <адрес>.
Согласно разделу 3 договора социального найма совместно с нанимателем в указанное жилое помещение были вселены члены семьи нанимателя:
Терентьева Т.Н. – невестка; Мартынова С.Г. – внучка; Шагина Н.Г. – внучка; Терентьева Е.Г. – внучка; Терентьев Г.В. – сын; Шагина П.А. – правнучка; Морев Н.С. – правнук /л.д. 11-14/.
18.06.2020 наниматель Терентьева М.Л. скончалась, о чем отделом ЗАГС о смерти Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга была составлена запись акта о смерти №, и выдано свидетельство о смерти V-AK № /л.д. 15/.
Согласно справке о регистрации по форме 9, представленной в материалы дела истцом, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на момент рассмотрения дела, в жилом помещении, расположенном по адресу Санкт-Петербург, <адрес> по месту жительства на регистрационном учете состоят:
Терентьева М.Л. – наниматель; Терентьев Г.В. – сын; Терентьева Т.Н. – невестка; Мартынова С.Г. – внучка; Шагина Н.Г. – внучка; Терентьева Е.Г. – внучка; Морев Н.С. – правнук /л.д. 10/.
Также, в представленной по состоянию на 04.12.2019 справке о регистрации по форме 9 указано, что задолженность по оплате ЖКУ составляет 49 022 руб., что соответствует начислениям за 5 месяцев, так как ранее, как указывает истец плата за найм жилого помещения и коммунальные услуги вносилась совместно Терентьевой М.Л., скончавшейся 18.06.2020, и истцом.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с ч. 2. ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Производство начислений и учета платежей за коммунальные услуги и пользование жилым помещением, расположенным по адресу Санкт-Петербург, <адрес> производится управляющей организацией ООО «Жилкомсервис №2 Московского района».
Согласно справке о регистрации по форме 9 по состоянию на 12.03.2021, в жилом помещении, расположенном по адресу Санкт-Петербург, <адрес> по месту жительства на регистрационном учете состоят Терентьев Г.В., Терентьева Т.Н., Мартынова С.Г., Шагина Н.Г., Терентьева Е.Г., Морев Н.С., и задолженность по оплате ЖКУ составляет 19 744,96 руб., что соответствует начислениям за 2 месяца.
В силу ст. 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и содержание жилья является солидарной обязанностью нанимателя жилого помещения, соответственно, членов его семьи и бывших членов его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", бывший член семьи нанимателя вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с не достижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.
Из вышеприведенных положений части 4 статьи 69 ЖК РФ следует, что если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, он самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4).
Таким образом, частью 4 статьи 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения.
Следовательно, самостоятельные обязательства возникают у бывшего члена семьи нанимателя, сохраняющего право пользования квартирой, с того момента, как им заключено соглашение с нанимателем и наймодателем о порядке и размере его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Указанные правовые позиции сформулированы в абзаце первом пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", где отмечено, что бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ).
Таким образом, суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям части 4, 5 статьи 155, статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 249 Гражданского кодекса Российской Федерации определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то вышеназванные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства.
Судом установлено, что между сторонами во внесудебном порядке не было достигнуто соглашение о порядке внесения платы за найм жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а к наймодателю жилого помещения – СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» стороны по делу с просьбой заключить такое соглашение не обращались.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие каких-либо возражений от ответчиков наймодателя, СПБ ГКУ «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга», а также управляющей организацией ООО «Жилкомсервис №2 Московского района», осуществляющей содержание и эксплуатацию дома, где расположена спорная квартира, учитывая, что стороны по делу более не являются членами одной семьи в правовом смысле части 1 статьи 69 ЖК РФ, суд считает возможным установить самостоятельную ответственность истца по обязательствам, возникающим из договора социального найма вышеуказанного жилого помещения, определив порядок его участия в расходах по содержанию жилого помещения в долевом соотношении, исходя из количества лиц, зарегистрированных в квартире, то есть в размере 1/6 доли; а также определить порядок участия в расходах по содержанию спорного жилого помещения ответчика Шагиной Н.Г. в размере 1/6 доли; ответчиков Терентьева Г.В., Терентьевой Т.Н., Терентьевой Е.Г., за себя и несовершеннолетнего сына Морева Н.С. в размере 4/6 доли.
При этом в связи с отсутствием совместного обращения всех зарегистрированных в жилом помещении с заявлением об определении долей для оплаты за найм жилого помещения, коммунальные услуги, очевидно, что имеется препятствие в заключении с каждым соглашения об определении порядка и размера их участия в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пропорционально приходящегося на каждого площади от общей суммы оплаты с выдачей им отдельного платежного документа, а следовательно в исполнении поставленного судом решения, в связи с чем, также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о необходимости обязать ООО "Жилкомсервис №2 Московского района", СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района» заключить с Мартыновой С.Г., Шагиной Н.Г. и Терентьевым Г.В., Терентьевой Т.Н., Терентьевой Е.Г. отдельные соглашения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> выдавать отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг соответственно их доле участия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мартыновой С.Г. –– удовлетворить.
Определить участие членов семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> Мартыновой С.Г., Терентьева Г.В., Терентьевой Т.Н., Шагиной Н.Г., Терентьевой Е.Г. в следующем порядке и размере:
Мартынова С.Г. в размере 1/6 доля;
Шагина Н.Г. в размере 1/6 доля;
Терентьев Г.В., Терентьева Т.Н., Терентьевой Е.Г., за себя и несовершеннолетнего сына Морева Н.С. в размере 4/6 доли.
Обязать ООО "Жилкомсервис №2 Московского района", СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района» заключить с Мартыновой С.Г., Шагиной Н.Г. и Терентьевым Г.В., Терентьевой Т.Н., Терентьевой Е.Г. отдельные соглашения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> выдавать отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг соответственно их доле участия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья