Дело № 2-2159/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
При секретаре судебного заседания Кузнецовой А. С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора гор. Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управлению городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики об обязании ввести светофорное регулирование,
установил:
Покурор гор. Новочебоксарска Чувашской Республики Иванов В. А. обратился в суд с иском к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управлению городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики, предъявив требования об обязании ответчиков в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ввести светофорное регулирование типа Т1 на пересечении ул. Советская и ул. Солнечная гор. Новочебоксарска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Новочебоксарска в рамках осуществления надзора и в связи с поступившей информацией начальника ОГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования. В ходе обследования перекрестка ул. Советская – ул. Солнечная гор. Новочебоксарск установлено, что главная дорога (ул. Советская) имеет по 3 полосы для движения в каждом направлении, а также разделительную полосу, а второстепенная дорога (ул. Солнечная) имеет по 1 полосе для движения в каждом направлении. Интенсивность движения транспортных средств по главной дороге в двух направлениях в течение каждого из 8 часов рабочего дня недели составляет от 1000 до 1 200 единиц/час, что в среднем составляет 1100 единиц в час. Интенсивность движения транспортных средств по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении (выезд с второстепенной дороги на главную), в течение каждого из 8 часов рабочего дня недели составляет от 85 до 115 единиц в час, что в среднем составляет 100 единиц в час. За период с 2016 года по настоящее время на данном перекрестке произошло 15 дорожно-транспортных происшествий, в двух из которых пострадало 5 человек. Во всех случаях причиной ДТП являлось несоблюдение участниками дорожного движения правил проезда перекрестков, а именно при выезде на перекресток с второстепенной дороги водители не уступали дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Причиной этого является высокая интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений. Водители для того, чтобы совершить на вышеуказанном перекрестке поворот в любом из направлений вынуждены жать пока на регулируемом пешеходном переходе, расположенном в непосредственной близости от перекрестка, загорится запрещающий сигнал светофора для транспортных средств, движущихся по ул. Советская. Состояние вышеуказанного участка дороги не соответствует установленным стандартам, не обеспечивается безопасность дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Непринятие мер по введению светофорного регулирования на вышеуказанном перекрестке может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, риску повреждения автотранспорта. В связи с чем, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, участников дорожного движения, участок вышеуказанной дороги следует привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
В последующем прокурор гор. Новочебоксарска уточнил заявленные исковые требования, предъявив в окончательном виде требования об обязании ответчиков в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переоборудование светофорного объекта на перекрестке ул. Советская и ул. Солнечная гор. Новочебоксарска путем переустановки имеющегося дорожного светофора, предназначенного для регулирования дорожного движения транспортных средств, и установки основного и дополнительного светофоров по ул. Советская по пути следования в гор. Чебоксары до перекрестка и по ул. Солнечная перед выездом на ул. Советская в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52298-2004. Обоснование исковых требований в уточненном иске оставлены без изменения.
В судебном заседании прокурор гор. Новочебоксарск Иванов В. А. требования иска с учетом последующего уточнения поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, вновь приведя их суду.
Представитель ответчиков – администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управления городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики Антонова И. П. в судебном заседании возражала против требований иска, указывая на то, что в адрес администрации гор. Новочебоксарска никаких представлений ни из прокуратуры, ни из ГИБДД по поводу спорного перекрестка не поступало.
Третье лицо - ОМВД России по гор. Новочебоксарск своего представителя на рассмотрение дела не направил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (ГОСТ Р 52289-2004), утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, предусмотривает, что светофорный объект: группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией (п. 3.10).
Согласно п. 3.9 стандарта, светофор дорожный (далее - светофор): светосигнальное устройство для регулирования движения.
Согласно п. п. 7.1.2, 7.2.1, 7.2.13 ГОСТ Р 52289-2004, светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Светофоры Т.1 и Т.1.г применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками. Светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Согласно п. 7.2.14 ГОСТ Р 50597-93 светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки.
Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:
Условие 1: интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Условие 2: интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3: значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4: на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес., которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
Согласно таблице 10, являющейся приложением к условию № 1, светофор устанавливается при наличии на главной дороге 2 и более полос для движения в одном направлении и на второстепенной дороге 1 полосы для движения в одном направлении в случае, если интенсивность движения транспортных средств по главной дороге в двух направлениях составляет не менее 900 единиц в час, а по второстепенной дороге не менее 75 единиц в час в одном, наиболее загруженном направлении.
Так, судом установлено, что прокуратурой гор. Новочебоксарска была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования в гор. Новочебоксарске, в ходе которой было выявлено, что участок дороги в гор. Новочебоксарск, а именно перекресток улиц Советская и Солнечная гор. Новочебоксарска не соответствует установленным стандартам, а именно на данном перекрестке не в полной мере обеспечивается светофорное регулирование при выезде на перекресток со стороны ул. Солнечная гор. Новочебоксарска.
Наличие угрозы безопасности дорожного движения, что нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, подтверждается сведениями из ОГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарск.
Так, согласно информации, предоставленной ГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарск в прокуратуру гор. Новочебоксарска, за период с 2016 года по настоящее время на данном перекрестке произошло 15 дорожно-транспортных происшествий, в двух из которых пострадало 5 человек.
Согласно представленных в материалы дела по запросу суда сведений по фактам ДТП, произошедших на перекрестке ул. Совесткая-Солнечная, дорожно-транспортные происшествия произошли, в том числе:
- в 2016 году: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;
- в 2017 году: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,
- в 2018 году: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, за последние 12 месяцев до даты обращения прокурора гор. Новочебоксарска в суд с настоящим иском, на перекрестке улиц Советская и Солнечная гор. Новочебоксарска произошло 5 дорожно-транспортных происшествий.
Из Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19 сентября 2018 года, составленного государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарск М.Н.П., следует, что на перекрестке улиц Советская и Солнечная главная дорога (ул. Советская) имеет по 3 полосы для движения в каждом направлении, а также разделительную полосу, второстепенная дорога (ул. Солнечная) имеет по 1 полосе для движения в каждом направлении. Интенсивность движения транспортных средств по главной дороге в двух направлениях в течение каждого из 8 часов рабочего дня недели составляет от 1000 до 1200 единиц в час, что в среднем составляет 1100 единиц в час. При этом интенсивность движения транспортных средств по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном, направлении (выезд с второстепенной дороги на главную), в течение каждого из 8 часов рабочего дня недели составляет от 85 до 115 единиц в час, что в среднем составляет 100 единиц в час. Исходя из условия 1 и таблицы 10 ГОСТ 52289-2004, на данном участке дороги должно быть светофорное регулирование.
Обстоятельства составления акта, а также достоверность отраженных в акте сведений относительно интенсивности движения транспортных средств были подтверждены М.Н.П. в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что на перекрестке улиц Советская и Солнечная города Новочебоксарска сложилась неблагоприятная дорожно-транспортная обстановка, которая требует принятия дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, в частности переоборудования имеющегося на спорном участке дороги светофорного объекта путем переноса имеющегося светофора, регулирующего движение транспортных средств по ул. Советская в сторону гор. Чебоксары, до перекрестка, а также путем установки основного и дополнительного светофоров по ул. Солнечная перед выездом на улицу Советская, поскольку установленный на улице Советская светофорный объект не в полной мере обеспечивает регулирование движения транспортных средств, так как данный светофорный объект не охватывает регулирование движения транспортных средств, выезжающих с второстепенной дороги (с улицы Солнечная) на главную дорогу (по ул. Советская), что приводит к тому, что на данном участке дороге часто происходят дорожно-транспортные происшествия.
В рамках настоящего иска требования об обязании осуществить переоборудование светофорного объекта на перекрестке ул. Советская и ул. Солнечная гор. Новочебоксарска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52298-2004 прокурор предъявил одновременно к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управлению городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска.
Заявляя требования, в том числе и к Управлению городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска, истец в своем исковом заявлении ссылается на то, что в соответствии разделом II Положения об Управлении городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденного решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.12.2011 №С 23-7, основными задачами Управления являются: организация работы в области функционирования пассажирского автотранспорта, регулирования транспортного обслуживания населения операторами маршрутов на территории города Новочебоксарска, обеспечения безопасности пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом; осуществление деятельности по вопросам безопасности дорожного движения, организация работы комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Управление в соответствии с возложенными на него задачами формирует муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг по содержанию городских дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В ст. 12 указанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, технически нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятым решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1, к вопросам местного значения города отнесены, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8).
Исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования – город Новочебоксарск возложена на администрацию муниципального образования города Новочебоксарск.
Таким образом, поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления, каковым является именно администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования, а также с учетом того, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, то суд полагает, что прокурором гор. Новочебоксарска правомерно предъявлены требования к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Как следует из пункта 1.1 Положения, Управление городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики является функциональным органом администрации гор. Новочебоксарска и уполномоченным органом, обеспечивающим выполнение организационно-технического и нормативно-правового регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере, распорядителя бюджетных средств, в пределах полномочий, возложенных задач и функций в соответствии с Уставом города Новочебоксарска Чувашской Республики и данного Положения.
С учетом изложенного, суд полагает, что в обязанности Управления городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики, как функционального органа администрации гор. Новочебоксарска, отвечающего, в том числе, за организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, также входит обязанность по выполнению комплекса мероприятий, направленных на приведение светофорного объекта и светофорного регулирования в районе перекрестка улиц Советская и Солнечная в соответствие с требованиями ГОСТа ГОСТ Р 52298-2004.
При таких обстоятельствах, учитывая данные о снижении уровня безопасности дорожного движения, высокой аварийности на указанном участке дороги, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора гор. Новочебоксарска и возложении на администрацию гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управление городского хозяйства администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики обязанности по переоборудованию светофорного объекта на перекрестке ул. Советская и ул. Солнечная гор. Новочебоксарска путем переустановки имеющегося дорожного светофора, предназначенного для регулирования дорожного движения транспортных средств, по ул. Советская по пути следования в гор. Чебоксары до перекрестка и путем установки основного и дополнительного светофоров по ул. Солнечная перед выездом на ул. Советская в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52298-2004.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность исполнить постановленное судебное решение в установленный законом срок.
При этом, данный срок судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, должен быть разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
При определении срока для исполнения настоящего решения суд учитывает такие обстоятельства, как характер обязательств, комплекс мероприятий, направленных на выполнение работ по переоборудованию светофорного объекта (в том числе, заключение контрактов как на проектирование, так и на непосредственное выполнение работ), погодно-климатические условия.
С учетом изложенного, суд полагает, что исполнения ответчиками настоящего решения суда следует установить срок в 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию гор. Новочебоксарска Чувашской Республики и Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики в течение 8 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить переоборудование светофорного объекта на перекрестке ул. Советская и ул. Солнечная гор. Новочебоксарска Чувашской Республики путем переустановки имеющегося дорожного светофора, предназначенного для регулирования дорожного движения транспортных средств, по ул. Советская по пути следования в гор. Чебоксары до перекрестка, и установки основного и дополнительного светофоров по ул. Солнечная перед выездом на ул. Советская гор. Новочебоксарска Чувашской Республики в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52298-2004.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2018 года.