№ 2-951/2018
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 24 января 2018 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Решетниковой Е.А.,
с участием истицы Субботиной Т.Ф.,
представителя ответчика Бордулевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботиной ТФ, действующей в интересах недееспособного Пасенкова ВА к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, признании права, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
У С Т А Н О В И Л:
Субботина Т.Ф., действуя в интересах недееспособного Пасенкова В.А., обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, признании права, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, мотивируя свои требования следующим.
30.04.2015 года Министерством социальной политики Красноярского края был издан приказ № 233-ОД об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на получение меры социальной поддержки Пасенкову В.А. инвалиду 1 группы с детства, опекуном которого является Субботина Т.Ф..
Доводы комиссии считает необоснованными.
Так, решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 29.08.2016 года за Субботиной Т.Ф. и Пасенковым В.А. было признано право собственности на комнату, площадью 16 кв.м. в трехкомнатной квартире, по ? доли каждому. Данная квартира является коммунальной.
В декабре 2016 года Субботина Т.Ф. обратилась в администрацию г.Сосновоборска, где узнала, что Пасенков В.А. не снят с учета по улучшению жилищных условий.
Постановлением администрации от 20.04.1994 года № 325 Субботина с составом семьи из 4 человек была поставлена на учет для улучшения жилищных условий, как проживающая в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, то есть на подселении.
В настоящее время, кроме семьи Субботиной Т.Ф., состоящей из семи человек, в трехкомнатной квартире по адресу: г.Красноярск, ул. <адрес>, 18-46 в одной из комнат проживает семья Беляевых Ю.В., состоящая из двух человек, в другой Тимошенко Л.В., не являющиеся родственниками Субботиной Т.Ф..
Таким образом, семья истца продолжает проживать в смежных неизолированных комнатах квартиры, в каждой из которых проживают семьи, не имеющие родственных отношений между собой. В силу чего семья Субботиной не утратила основания признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, по которым она была поставлена на учет.
Просит отменить приказ от 30.04.2015 года № 233-ОД Министерства социальной политики Красноярского края об отказе Пасенкову В.А. в предоставлении единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.
В дальнейшем истица уточнила свои требования, просит признать незаконным решение комиссии Министерства социальной политики Красноярского края, приказ № 233-ОД от 30.04.2015 года об отказе инвалиду 1 группы Пасенкову В.А. в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, признать право Пасенкова В.А. на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, из расчета состава семьи – 5 человек, возложить на Министерство социальной политики Красноярского края обязанность произвести Пасенкову В.А. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, из расчета пятерых членов семьи.
В судебном заседании Субботина Т.Ф. требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Бордулева В.А., действующая на основании доверенности № 80-5765 от 11.12.2017 года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указала, что после постановки семьи истца на учет, их жилищные условия изменились, в результате этих изменений, они утратили право состоять на данном учете. Поскольку право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое истец приобрел до 01.01.2005 года, не сохранено, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона края № 10-4487 ему не может быть предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что Пасенков В.А. является инвалидом с детства 1 группы бессрочно (справка ВТЭ-233 № 061155).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
25.03.2010 года был принят Закон Красноярского края № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон края № 10-4487), который согласно статье 1 распространяется на граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе инвалидов (I, II, III группы инвалидности).
В силу части 1 статьи 2 названного Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Положениями части 2 статьи 5 Закона края № 10-44872, социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 4, 5 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан.
Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в Министерство социальной политики Красноярского края пакет документов, предусмотренных данной статьей (часть 1 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления (часть 2 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты (часть 3 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения;
б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (часть 5 статьи 6 Закона края № 10-4487).
Как следует из материалов дела, 27.04.2015 года на заседании комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Министерства социальной политики Красноярского края были рассмотрены документы Пасенкова В.А. о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Комиссия пришла к выводу об отсутствии нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением, поскольку Пасенков В.А. утратил основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С учетом предложения комиссии Приказом № 233-ОД от 30.04.2015 года Министерство социальной политики Красноярского края отказало Пасенкову В.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Разрешая вопрос о правомерности вынесенного решения, суд исходит из следующего.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации города от 18.04.1994 года Субботина Т.Ф. (мать Пасенкова В.А.) была поставлена на учет для улучшения жилищных условий в первоочередном порядке с учетом сына инвалида 1 группы. При этом правовое основание постановки Суботиной на учет в протоколе не отражено.
Как следует из ордера № 3385П от 07.04.1994 года, выданного исполнительным комитетом Сосновоборского городского Совета народных депутатов, Субботину А.П. с учетом членов его семьи: супруги Субботиной Т.Ф., сыновей Субботина А.А. и Пасенкова В.А. была предоставлена комната, жилой площадью 16,0 кв.м. в квартире № 46 дома № 18 по ул.<адрес> г.Красноярска.
На момент постановки семьи истца на учет основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были предусмотрены: Жилищным кодексом РСФСР (статья 29); Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года № 335 (пункт 7); Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденными постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 № 63/3 (пункт 7) (далее Правила учета № 63/3).
Исходя из жилищных условий семьи истца по состоянию на момент обращения Субботиной Т.Ф. с заявлением в жилищно-бытовую комиссию, основанием для постановки на учет ее семьи являлся подпункт «а» пункта 7 Правил учета № 63/3, который относил к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее.
С учетом количества проживающих в комнате человек – 4, на каждого приходилось жилой площади 4,0 кв.м. = (16,0/4), что составляло менее учетной нормы постановки на учет.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, жилищные условия семьи Субботиных изменились.
На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.11.2005 года в ЕГРП зарегистрирована общая долевая собственность на квартиру, общей площадью 71,6 кв.м. по адресу: г.Сосновобрск, ул. <адрес>, д.18 кв. 46 за Субботиной Т.Ф. (136/767 доли в праве), за Пасенковым В.А. (137/767 доли в праве).
29.08.2008 года сын Субботиной Т.Ф. – Субботин А.А. зарегистрировал брак с Тарвидас О.В. (которой после заключения брака присвоена фамилия Субботина), после чего Субботина О.В. с 22.10.2008 года постоянно проживает совместно с истцами; 18.01.2009 года у Субботина А.А. и Субботиной О.В. родилась дочь Софья (внучка истицы, которая была зарегистрирована по указанное адресу 03.02.2009 года), 19.06.2012 года родился сын Лев (внук истицы, зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства 21.08.2012 года).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: г.Сосновоборск, ул. <адрес>, д.18 кв. 46 проживают и состоят на регистрационном учете: Субботин А.П., Субботина Т.Ф., Пасенков В.А., Субботин А.А., Субботина О.В., Субботина С.А., Субботин Л.А..
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 20.12.2017 года, на основании решения Березовского районного суда Красноярского края от 13.08.2010 года Субботина С.А. и Субботин А.П. являются собственниками квартиры № 1 дома № 10 по ул.Новоселов д.Киндяково Березовского района Красноярского края, общей площадью 91,8 кв.м. по ? доли в праве собственности за каждым. В свою очередь Пасенков В.А. и Субботина Т.Ф. являются собственниками жилого помещения – комнаты № 1 квартиры 46 дома № 18 по ул. <адрес> г.Сосновоборска, площадью 16 кв.м. по ? доли в праве собственности за каждым.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как было указано выше, часть 1 статьи 2 Закона края № 10-4487 предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Постановлением администрации г.Сосновоборска от 23.10.2012 № 1689 для постановки на жилищный учет граждан Российской Федерации постоянно проживающих на территории города Сосновоборска была установлена норма площади жилого помещения в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как было указано выше в комнате № 1 квартиры № 46 по ул. <адрес>, 18 г.Сосновоборска состоят на регистрационном учете и проживают семь человек: Субботина Т.Ф., ее супруг Субботин А.П., сын Пасенков В.А., сын Субботин А.А., супруга сына Субботина А.А. – Субботина О.В., их дети (внуки Субботиной Т.Ф.) Субботина С.А. и Субботин Л.А..
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: г.Сосновоборск, ул.<адрес>, 18 кв.46 составляет 16,0 кв.м., общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: д.Киндяково, ул.Новоселов, д.10 кв.1 - 91,8 кв.м., соответственно на каждого члена семьи приходится по 15,4 кв.м. = ((16,0+91,8)/7), что составляет более учетной нормы.
Кроме того, истец утратил основание, которое до введения в действие ЖК РФ давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Так, исходя из жилой площади двух помещений, находящихся в собственности истца и членов его семьи, приведенных выше, на каждого члена семьи приходится по 10,09 кв.м. жилой площади, исходя из расчета (16,0 кв.м.+54,6 кв.м.)/7, что более учетной нормы 7 кв.м..
Таким образом, Пасенков В.А. на сегодняшний день обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы 12 кв.м., жилой площадью более учетной нормы 7 кв.м., в силу чего не может являться нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Доводы стороны истца в части того, что Субботина Т.Ф. с членами семьи были поставлены на учет на основании подпункта «г» пункта 7 раздела 1 Правил учета № 63/3, как проживающие в одной квартире в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, то есть на подселении, не подтверждены какими-либо доказательствами.
Напротив, из решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от 29.08.2016 года по делу по иску Субботиной Т.Ф., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Пасенкова В.А. к УГИЗО администрации г.Сосновоборска, Беляеву Ю.А., Лукьяновой Н.В., Головановой Е.А., действующей в интересах Тимошенко Р.Д., Тимошенко Л.В. об изменении текста в договоре о передаче жилого помещения в собственность граждан и признании за ними права общей долевой собственности на комнату и места общей площади в квартире, следует, что в соответствии с техническим паспортом жилого помещения (части помещения – комнаты), расположенного по адресу: г.Сосновоборск, ул. <адрес>, доме 18 помещение № 46 - комната № 1 имеет инвентарный номер №, отдельный вход, является изолированным помещением. Суд пришел к выводу о наличии технической возможности выдела доли истцов в натуре в виде отдельной комнаты № 1 и передачи истцам в собственность комнаты № 1.
С учетом приведенного выше, а также с учетом того, что членам семьи истцов на праве собственности принадлежит иное жилое помещение – квартира № 1 по адресу: д.Киндяково, ул.Новоселов, д.10, нельзя сделать вывод о том, что Пасенков В.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что он проживает в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.
С учетом того, что на момент рассмотрения Министерством заявления Субботиной Т.Ф. в интересах Пасенкова В.А., последний не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о правомерности принятого Министерством социальной политики Красноярского края решения об отказе истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Таким образом, суд отказывает Пасенкову В.А. в лице законного представителя Субботиной Т.Ф. в удовлетворении его требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Субботиной ТФ, действующей в интересах недееспособного Пасенкова ВА в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, признании права, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись Шабалина Н.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий Шабалина Н.В.