Решение по делу № 33а-6065/2018 от 15.10.2018

Судья Судовская О.Н. Дело № 33а-6065/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Колесниковой Д.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Пелевина А.В. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года, по которому исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Пелевину А.В. удовлетворены.

Взысканы с Пелевина А.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: <Адрес обезличен>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>,

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 24 181 руб. 74 коп.,

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 7 374 руб. 31 коп.,

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2013 год в сумме 3 134 руб. 08 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 312 руб. 04 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 100 руб. 15 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2013 год в сумме 85 руб. 13 коп., всего 35 187 руб. 45 коп.

Взыскана с Пелевина А.В. государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 1 255 руб. 62 коп.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Пелевину А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2013 год, пени. В обоснование требований указано, что Пелевин А.В., будучи зарегистрированным в УПФР в качестве страхователя в период с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2013 год.

В судебное заседание суда первой инстанции стороны по делу не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.

Судом принято решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе Пелевин А.В. просит состоявшийся судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, постановленный без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с нарушением норм материального права.

    В письменном возражении Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми просит отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что решение является законным и обоснованным.

Стороны на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Неявка в судебное заседание сторон по административному делу не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного возражения Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая требования административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, являющийся плательщиком страховых взносов, в указанный в требованиях срок, не оплатил образовавшуюся задолженность и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Коми.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований административного искового заявления, поскольку данный вывод подтверждается материалами дела, основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ, внесенным Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ), осуществляется налоговыми органами РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являлись страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предпринимателя, если в законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Частью 1 статьи 14 приведенного Федерального закона было установлено, что данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно Закону № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16); страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статей.

В силу пункта 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).

Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (статья 12 Закона N 212-ФЗ).

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определялся статьей 16 Закона № 212-ФЗ.

Часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ устанавливала, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Положениями части 8 статьи 16 Закона № 212-ФЗ предусматривалось, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Из анализа приведенных норм права следует, что законодательством на лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, была возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента прекращения данной деятельности.

Из материалов дела следует, что Пелевин А.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам за период с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя налогоплательщиком прекращена 25 декабря 2013 года.

Судом первом инстанции установлено, что в отношении административного ответчика, являющегося в период с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года индивидуальным предпринимателем, в ходе проведенной проверки поступления платежей по страховым взносам было выявлено неисполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, размер недоимки на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемый на страховую часть трудовой пенсии составил 24 181,74 руб., размер недоимки на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемый на накопительную часть трудовой пенсии составил 7 374,31 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составил – 3 134,08 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, административным истцом было произведено начисление пени на недоимку по страховым взносам на обязательные пенсионное и медицинское страхование.

На основании статьи 22 Закона № 212-ФЗ, в связи с неоплатой в установленные законом сроки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и в ФФОМС за 2013 г, административным истцом, в адрес Пелевину А.В. направлено требование: № <Номер обезличен> от 30 декабря 2013 года о наличии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии, а также на обязательное медицинское страхование в размере всего 35 089,42 руб. и пени по ним за нарушение сроков уплаты в сумме 497,32 руб. за период 2013 год со сроком уплаты до 28 января 2014 года.

В установленный срок административный ответчик возложенную на него обязанность в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем, ГУ – УПФ РФ в г. Сосногорске РК в пределах сроков, установленных частью 2 статьи 21 Закона N 212-ФЗ, обратилось 03 февраля 2014 года к мировому судье ... г. Сосногорска Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи ... г. Сосногорска Республики Коми от 20 марта 2018 года в суд общей юрисдикции с указанным административным исковым заявлением (06 августа 2018 года) с соблюдением установленного шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Суд первой инстанции, проверив представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам, пени, порядок и сроки направления требования, сроки обращения в суд, пришел к обоснованному выводу о том, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, обязанность по уплате страховых взносов Пелевиным А.В. не исполнена, допустимых и достоверных доказательств уплаты страховых взносов за 2013 год и пени за нарушение сроков по уплате страховых взносов за 2013 год, не представлено в связи с чем, взыскал с административного ответчика задолженность по страховым взносам и пени.

Поскольку исковые требований судом удовлетворены в полном объёме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, о взыскании с Пелевина А.В. государственной пошлины.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе Пелевин А.В. указывает на незаконность состоявшегося решения суда, поскольку налоговый орган в отношении его недоимки должен был применить часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и списать задолженность по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Данный довод судебная коллегия признает несостоятельным, основанным на неверном толковании налогового законодательства.

Как следует из статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Таким образом, данная статья признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01 января 2017 года, а только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Частью 11 статьи 14 вышеприведенного Федерального закона предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, то есть в повышенном размере.

В данном случае налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ответчика страховых взносов в размере, исчисленном в соответствии с положениями частей 1.2 и 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в связи с чем положения статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рассматриваемом случае применению не подлежат.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, фактически сводятся к несогласию с решением, принятым судом, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.

Нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые бы повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, по делу не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пелевина А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33а-6065/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС № 3 по РК
Ответчики
Пелевин Александр Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
22.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее