Решение по делу № 2а-576/2021 от 16.12.2020

Дело № 2-928/2020 (УИД 37RS0022-01-2020-000254-26)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» марта 2020 года город Иваново

Фрунзенский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Каманиной Н.П.,

при секретаре Корчагиной Я.П.,

с участием истца Тихомировой Н.А.

представителя ответчика Ивановой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Н.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

у с т а н о в и л :

Тихомирова Н.А. (далее – истец) обратилась в суд с иском к УПФР (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (в настоящий момент - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, далее – ответчик) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Иск обоснован тем, что истец родила двоих детей: 26.05.2016 г. и Тихомирова Илью Дмитриевича, 01.08.2019 г.р. В связи с рождением второго ребенка истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Уведомлением №3511 от 19.12.2019 г. истец уведомлена об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п.1 ч.6 ст.5 федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 г. – отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законом №256-ФЗ (в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка).

Однако с принятым решением истец не согласна, поскольку истцом была представлена справка о рождении ребенка. В соответствии с положениями ч.1 ст.3 федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство РФ в т.ч. у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года. Поскольку истцом была предоставлена справка о рождении ребенка 26.05.2016 г. у нее возникло право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Истцом с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований заявлены требования признать незаконным решение ГУ - УПФРФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области №351120 от 19.12.2019 г. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Обязать ГУ УПФ РФ в городских округах Иванове Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области выдать истцу государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Истец в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении. Пояснила также, что 26.05.2016 г. ребенок был рожден мертвым, о чем органом ЗАГС была выдана соответствующая справка, которая также была представлена ответчику при подаче заявления на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области по доверенности Иванова А.Н., полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск, указав, что отказ в удовлетворении заявления Тихомировой Н.А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал соответствует федеральному закону №256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в частности из общего смысла данного федерального закона следует, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель связывает с фактом рождения живого ребенка. С учетом изложенного, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым, у женщины не возникает право на получение дополнительных мер государственной поддержки в соответствии с федеральным законом №256-ФЗ.Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1).

Реализуя положения статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение в основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи.

Так федеральным законом №256-ФЗ от 29.12.2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – федеральный закон №256-ФЗ) в дополнение к основным мерам социальной защиты, установлены меры государственной поддержки семей в виде возможности получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

В силу преамбулы, пункта 1 части 1 ст.3 федерального закона №256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки установлены при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 г.

В силу ч.7 ст.3 федерального закона №256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

При этом исходя также из положений указанных норм, а также части 2 статьи 3, части 1.3 и части 4 статьи 10, части 3 статьи 11 федерального закона №256-ФЗ следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым, то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка.

Придание указанному факту значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, обусловлено как положениями Конституции РФ, так и целями принятия федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 г., предполагавшим, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.

В силу изложенного, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым у женщины не возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законом №256-ФЗ от 29.12.2006 г.

Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 (п.2).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 26.05.2016 г. Тихомировой Н.А. был рожден мертвым ребенок, о чем филиалом по городу Иванову и Ивановскому району комитета Ивановской области ЗАГС сделана запись о рождении ребенка, родившегося мертвым №2272 от 27.05.2016 г. и выдана справка о рождении №1940 от 03.10.2019 г.

Из материалов дела также следует, что 01.08.2019 г. рожден Тихомиров Илья Дмитриевич, матерью которого является Тихомирова Н.А., отцом – Тихомиров Д.А.

В связи с рождением второго ребенка Тихомирова И.Д. истец обратилась в ГУ -УПФРФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решением от 19.12.2019 г. № 351120 Тихомировой Н.А было отказано в удовлетворении данного заявления в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 5 федерального закона от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», ввиду отсутствия права на дополнительные мер государственной поддержки в соответствии с 256-ФЗ (в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка).

В силу указанных положений действующего законодательства РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, поскольку в данном случае отсутствует факт рождения истцом двух и более детей живыми, правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется, в силу чего не подлежат удовлетворению исковые требования Тихомировой Н.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Тихомировой Н.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.П. Каманина

Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2020 года

2а-576/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихомиров Максим Юрьевич
Ответчики
Призывная комиссия г. Иваново Ивановской области (муниципальное образование "Город Иваново")
Призывная комиссия Ивановской области
ФКУ Военный комиссариат Ивановской области
Военный комиссариат г. Иваново
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Каманина Наталья Павловна
Дело на странице суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Дело оформлено
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее