РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Баженовой С.В.,
с участием представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковском гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, третьи лица – Министерство социального развития Пермского края, территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указано, она (истец) является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Её (истца) мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО4 лишен в отношении нее родительских прав. Она (истец) состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в администрации Чайковского городского округа. В настоящее время она (истец) проживает в доме, расположенном по <адрес> по договору коммерческого найма. Жилых помещений, принадлежащих ей (истцу) на праве собственности или на основании договора социального найма у нее не имеется, членом семьи нанимателя она (истец) также не является. В марте 2024 года она (истец) обратилась к ответчику с требованием о предоставлении жилого помещения. Ответчик в предоставлении жилого помещения отказал. Просит возложить на администрацию Чайковского городского округа обязанность предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит заявленные требования удовлетворить (л.д.2-5).
Истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о дате, месте, времени судебного заседания (л.д.23).
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске. В дополнение указал, что истец в настоящее время проходит обучение, жильем не обеспечена, снимает жилое помещение на основании договора аренды.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащими образом, просил рассмотреть дела без участия представителя. В письменных возражениях на иск указано, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений под №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке значится 265 человек. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставление жилого помещения в управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №/ДС/2024, заключенным между Министерством строительства <адрес> и администрацией Чайковского городского округа, утвержден объем субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2024 год в размере 9344115 рублей 00 копеек для приобретения трех жилых помещений. В связи с тем, что объем субвенции в 2024 году предусмотрен для приобретения трех жилых помещений, которые будут предоставлены на основании заключенных мировых соглашений, решения суда, решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 в 2024 году исполнить невозможно. Список на предоставление жилья формируется исходя из количества свободных жилых помещений, подлежащих предоставлению. Истец в такой список на 2024г. не включена в связи с тем, что включены лица, подавшие заявления о предоставлении жилого помещения ранее. В настоящее время жилые помещения специализированного жилищного фонда для указанной категории лиц отсутствуют. Ввиду отсутствия соответствующих жилых помещений, долгосрочной процедуры оформления и приобретения жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, получения необходимого финансирования, просит установить срок исполнения решения суда по предоставлению жилого помещения ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ Указали, что истец проживает по <адрес> собственником которого является, в том числе и истец. Полагают, что возможно установить более поздний срок для исполнения решения суда, поскольку отсутствуют соответствующие жилые помещения и процедура оформления и приобретения жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда является долгосрочной (л.д. 40-43).
Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края уведомлено надлежащим образом о дате, месте судебного заседания надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя, представили письменные пояснения, в которых указали, что ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Отказа в предоставлении жилого помещения ФИО1 не принималось, просили отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.26-27).
Третье лицо – Правительство Пермского края извещено надлежащим образом о дате, месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представило возражения на исковое заявление, в которых указало, что ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Отказа в предоставлении жилого помещения ФИО1 не принималось, просили отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 31-32 ).
Третье лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес> уведомлено надлежащим образом о дате, месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 87), просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, представили ходатайство о замене стороны в деле на Министерство строительства <адрес>, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений у Министерства жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют (л.д.88).
Третье лицо – территориальное управление Министерства труда и социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя. В письменных пояснениях по иску указано, что ФИО1 включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит в списке под номером 91, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Указали, что удовлетворение исковых требований нарушит права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обращались в суд с требованиями о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края, при этом у них возникло право на получение жилого помещения раньше, чем возникло право истца. Указали, что право собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>, зарегистрировано на имя ФИО4, который является отцом истца, информация о регистрации жилого дома, расположенного по <адрес> в ЕГРН отсутствует (л.д.39).
Заслушав представителя истца, учитывая возражения ответчика, пояснения третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72).
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно ст. 8 ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Согласно ст. 10 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства, согласно которым Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления). Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация). Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (п. 2). В список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (п. 3). Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают: г) лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (п. 4). В порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе (п. 13). В случае если в отношении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые включены в список, имеется вступившее в законную силу решение суда об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в список включается соответствующая информация на основании заверенной в установленном порядке копии решения суда, представленной в уполномоченный орган заявителем (представителем заявителя), без учета срока, предусмотренного пунктом 16 настоящих Правил (п. 15).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В случае отсутствия по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа жилых помещений с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, им предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края. Получение согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями не по месту жительства и согласование с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, осуществляются в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края (ч. 1). Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (ч. 2). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме: 1) по достижении возраста 18 лет (ч. 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 4). Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5). Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (ч. 6). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления Пермского края по месту жительства с заявлением о включении их в список и прилагаемыми к заявлению документами, установленными в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи (ч. 6.2). Орган местного самоуправления не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список; об отказе во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список. Порядок принятия решения о включении в список или об отказе во включении в список устанавливается нормативным правовым актом государственного уполномоченного органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края (ч. 6.5).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; 2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; 4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; 6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО4 лишен в отношении дочери ФИО1 родительских прав на основании решения Чайковского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (л.д. 8-10, оборот л.д. 79-80, 81).
На основании приказа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом установлена опека, опекуном являлась ФИО5 (л.д.78-79)
Истец зарегистрирована по <адрес> (л.д.37, оборот л.д.71).
По данным архива Чайковского городского округа ГБУ «ЦТИ ПК» сведения об участии истца в приватизации жилых помещения отсутствуют (л.д.38).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в количестве 265 человек, истец числится в данном списке под №, дата наступления оснований предоставления жилого помещения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Истцу на праве общей долевой собственности (1/10 доля в праве) принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная по <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.48-51, оборот л.д.72-75), но проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно в связи с тем, что общая площадь жилого помещения приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы площади, что подтверждается заключением об установлении факта (об отказе в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67.)
Также истцу на праве общей долевой собственности (1/7 доля в праве) принадлежит земельный участок, расположенный относительно ориентира, который находится по <адрес> (л.д.70 -71).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о предоставлении жилого помещения (л.д. 63).
Истец проживает по <адрес> на основании договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-93); обучается на третьем курсе очного отделения в ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).
ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что ответчиком не оспаривается.
Поскольку на дату разрешения спора истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, требования о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Действующим законодательством полномочиями по предоставлению такого жилого помещения и заключению договора специализированного найма наделена администрация Чайковского городского округа, в связи с чем требования о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Представителем ответчика заявлено ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в настоящий момент свободного специализированного жилого помещения на балансе Чайковского городского округа не числится, учитывая, что средства, предоставленные в качестве субвенций на приобретение жилых помещений истрачены, с учетом специального порядка приобретения недвижимости в собственность муниципального образования, суд, учитывая баланс интересов сторон, полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что такой срок будет достаточным для исполнения решения суда и не повлечет существенного нарушения прав ФИО1 Предоставление отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ приведет к существенному нарушению прав истца, поскольку истец достигла возраста 19 лет, а ответчик длительное время не принимает достаточных мер для предоставления жилья истцу. При этом, суд принимает во внимание, что право на получение жилого помещения возникло у истца год назад 31.05.2023г. Ответчик, зная о достижении истцом возраста 18 лет в 2023г. достаточных мер для решения вопроса о получении соответствующих субвенций для приобретения жилья для указанной категории лиц не предпринял, специализированный жилищный фонд на территории Чайковского городского округа, принимая во внимание то количество лиц, которые состоят на таком учете, не создал, что свидетельствует о бездействии ответчика и грубом нарушении прав истца. Относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт совершения ответчиком действий по созданию такого фонда на территории Чайковского городского округа, суду на день рассмотрения дела не представлено.
Факт бездействия ответчика подтверждается, в том числе и письменными возражениями ответчика, из содержания которых следует, что соглашение о предоставлении субвенций на приобретение жилья для категории лиц, к которой относится истец, заключено только в отношении тех лиц, где утверждены мировые соглашения либо имеется решение суда. Указанное свидетельствует о том, что жилье такой категории лиц, ответчиком, на которого возложена такая обязанность, без судебного акта не предоставляется,
Тот факт, что номер очереди ФИО1 в настоящее время в соответствующем списке 91, и предоставление ей жилья ранее лиц, находящихся выше в списке, не свидетельствует о нарушении прав указанных лиц, поскольку не выполнение муниципальным образованием Чайковский городской округ надлежащим образом обязанностей по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц в сроки, установленные законом, не может умалять права ФИО1 на предоставление ей жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства при достижении ею возраста 18 лет.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Чайковского городского округа Пермского края обязанность предоставитьФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв. м, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца после его вынесения.
Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)
|
Решение вступило в законную силу Подлинный документ подшит в дело № 2-779/2024 УИД № 59RS0040-01-2024-001254-48 Дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края |
Мотивированное решение изготовлено судом 22.05.2024 г.