Решение по делу № 2-21/2023 (2-1142/2022;) от 29.09.2022

Гр.дело №2-21/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2023 года Дубненский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А. при секретаре Рудовской У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дубны Московской области, действующего в защиту социальных прав ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, суд

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Дубны Московской области, с учетом уточнений в порядке 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», обязании предоставить меры социальной поддержки в виде:

    ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентовстоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставкибытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение ствердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022 года, то есть с даты подачизаявления;

    бесплатного проезда на автомобильном и городском наземномэлектрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус,трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителяМосковской области.

     Также просит обязать Министерство социального развития Московской области назначить и предоставить ФИО2 ежемесячнуюденежную компенсацию как неработающему одиноко проживающемупенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальнойподдержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная савгуста 2022 года.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на те обстоятельства, что 16.08.2022г. ФИО2 обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы». 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО2 дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям в связи с отсутствием места жительства в <адрес>. Прокурор г. Дубны Московской области полагая, что ответчиком нарушено право ФИО2 на получение мер социальной поддержки, обратился в суд в ее интересах в порядке ст.45 ГПК РФ.

Истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.

Прокурор Пискарева В.Ю., действующая в интересах ФИО2, в судебном заседании уточненные требования поддержала по изложенным в нем доводам. Пояснила, что по заявлению истца прокуратурой была проведена проверка по отказу Министерства социального развития в предоставлении истцу мер социальной поддержки, которые она длительное время получала и предоставление которых было прекращено в связи с прекращением регистрации истца по месту жительства в <адрес> в связи с продажей квартиры. 16.08.22 г. ФИО2 зарегистрировалась в <адрес> по месту пребывания в квартире своего внука, который является военнослужащим и находится на военном корабле на боевом дежурстве в море, в связи с чем возникли трудности по регистрации истца по месту жительства. После регистрации истец сразу обратилась к ответчику, где со слов сотрудников ответчика написала заявление о восстановлении ей социальных выплат. По результатам рассмотрения ей дали отказ в связи с отсутствием регистрации на территории Московской области. Собственности на территории РФ истец не имеет. ФИО2 продала жилое помещение, в котором проживала. В настоящее время проживает в квартире внука, однако зарегистрироваться в данный момент не представляется возможным. Жизненные обстоятельства вынудили ФИО2 сняться с постоянного регистрационного учета и зарегистрироваться временно. Она была лишена льгот, которые получала как ветеран труда, вдова чернобыльца, одиноко проживающий пенсионер. Факт преимущественного проживания на территории Московской области и отсутствие регистрации в ином субъекте Российской Федерации свидетельствует о том, что истец имеет право получать меры социальной поддержки.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, по доводам указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что на основании Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» истцу предоставлялись меры социальной поддержки. Данные меры были прекращены в апреле 2022 г. в связи с тем, что истец снялась с регистрационного учета по месту жительства. К ответчику она обратилась в апреле, и ей было отказано из-за отсутствия постоянной регистрации. Повторно она обратилась лично 16.08.22 г. с заявлением, ответчиком данное заявление было зарегистрировано как обращение, поскольку не был соблюден заявительный порядок, по каждой мере социальной поддержки существует определенный перечень прилагаемых документов, которые обязательно нужно предоставлять вместе с заявлением. ФИО2 устно было разъяснено, что она обратилась без соблюдения порядка. В своем заявлении ФИО2 просила восстановить все социальные выплаты, так как проживает одна, является ветераном труда и вдовой чернобыльца. Кроме того ответчик пояснил, что мера социальной поддержки о предоставлении ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей регламентирована порядком, она предоставляется только одиноко проживающим пенсионерам. В связи с тем, что истец имеет временную регистрацию в жилом помещении, в котором также проживает ее внук, указанная мера социальной поддержки не может быть предоставлена заявителю, она не является одиноко проживающей.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, считает исковые требования прокурора г.Дубны, действующего в интересах ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой к Закону Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.

Согласно п.п. 1, 25 абз.7 ст. 1 Закона № 36/2006-03 настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», члены семьи погибших (умерших) инвалидов вследствие воздействия радиации и участников ликвидации последствий воздействия радиации.

В соответствии с абз. 1 ст.1.1 Закона № 36/2006-03, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом установлено, что 16.08.2022 ФИО2 обратилась с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС -член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы»/л.д.10/.

По результатам рассмотрения указанного заявления 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО2 дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям в связи с отсутствием места жительства в Московской области/л.д.11-12/.

Получение статуса «Ветеран труда» подтверждается выданным ФИО2 удостоверением серия от 26.09.2006г. /л.д.21/.

Также, ФИО2 является членом семьи (женой) умершего ФИО6, которому 18.09.2001 посмертно выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Данное удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации/л.д.22/.

В ходе судебного разбирательства ответчиком не оспаривался факт того, что ФИО2по статусу имеет право на социальные выплаты, которые до апреля 2022 года ей предоставлялись с 2009 года, что подтверждено и документально, решениями ответчика о предоставлении мер социальной поддержки.

Возражения ответчика по иску основаны на обстоятельствах того, что истец не обращалась за предоставлением мер социальной поддержки в установленном законом порядке с письменными заявлениями по каждой мере поддержки, с приложением необходимых документов, что истцу устно было разъяснено. Также письменно было разъяснено, что она не имеет права на получение указанных мер поддержки, т.к. не имеет места жительства в Московской области.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года., №5242-1) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по «месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, в частности Законом №36/2006-03.

Судом установлено, что ФИО2 является гражданкой Российский Федерации, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с 16.08.2022 года, где фактически проживает в квартире внука с 16.03.2022, что не оспаривается.

В период с 29.09.1987 по 16.03.2022 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что в совокупности свидетельствует о факте постоянного проживания истца в <адрес> по настоящее время.

С 2009 г. истец состояла на учете в Дубненском УСЗН, а с 2019 г. в окружном управлении социального развития №24 и получала меры социальной поддержки как вдова ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и «Ветеран труда» до апреля 2022 года, что следует из справки ответчика и копий решений ответчика об установлении мер социальной поддержки от 16.04.2009 года и от 08.09.2016 г.

Регистрация по месту жительства ФИО2 в каком-либо ином субъекте Российской Федерации отсутствует.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО2 является гражданкой Российской Федерации, регистрации по месту жительства у ФИО2 в каком-либо ином субъекте Российской Федерации не имеется, фактическим местом жительства является жилое помещение, расположенное в <адрес> с правом регистрации по месту пребывания, в другом регионе ФИО2 не получает льготы, отказ Министерства социального развития Московской области в предоставлении ФИО2 мер социальной поддержки по основанию отсутствия регистрации по месту жительства, нарушает её права и законные интересы.

Таким образом, постоянное проживание ФИО2 на территории Московской области подтверждается материалами дела и установлено судом, в связи с чем, довод представителя ответчика о том, что у истца – ФИО2 отсутствует регистрация по месту жительства на территории Московской области суд считает несостоятельным.

Частью 1.6 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006- 03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» предусмотрено, что лицам, указанным в пунктах 28 и 33 статьи 1 настоящего Закона, достигшим возраста 65 лет и старше, при условии, что они являются неработающими одиноко проживающими, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 1000 рублей.

Пунктом 28 статьи 1 установлено, что Законом №36/2006-03 устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 33 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 6, 7 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации неработающим одиноко проживающим пенсионерам, достигшим возраста 65 лет и старше, утвержденного Постановлением Правительства МО от 24.02.2022    №150/7, ежемесячная денежная компенсация устанавливается получателям территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее соответственно - территориальное подразделение Министерства, Министерство) на основании сведений, содержащихся в Единой автоматизированной информационной системе обеспечения социальной защиты и социального обслуживания населения Московской области "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" (далее - ЕАИС СОЦ Московской области), а также сведений, находящихся в распоряжении Министерства, в беззаявительном порядке и выплачивается тем же способом, что и пенсия.

Ежемесячная денежная компенсация назначается с месяца, в котором у получателя возникло право на ее получение.

ФИО2 является получателем пенсии по старости не работает, проживает одна, в связи с чем, учитывая положения ч. 1.6 ст. 14 Закона №36/2006-03 имеет право на получение денежной компенсации в размере 1000 руб. Кроме того, данная компенсация выплачивалась ей до 30.04.2022. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Таким образом, право на получение данной денежной компенсации возникло у ФИО2 с августа 2022, то есть со дня регистрации по месту пребывания в г.о. <адрес> и обращения к ответчику с соответствующим заявлением, как и на выплату денежной компенсации в размере 50% стоимости коммунальных услуг.

С учетом изложенного, суд считает надлежащим признать за ФИО2 право на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - члены семьи погибших (умерших) инвалидов вследствие воздействия радиации и участников ликвидации последствий воздействия радиации и обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО2 меры социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС – члены семьи погибших (умерших) инвалидов вследствие воздействия радиации и участников ликвидации последствий воздействия радиации», предусмотренные Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в виде: ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентовстоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставкибытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение ствердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022 года., то есть с даты подачизаявления; бесплатного проезда на автомобильном и городском наземномэлектрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус,трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителяМосковской области, а также обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО2 ежемесячнуюденежную компенсацию как неработающему одиноко проживающемупенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальнойподдержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная с августа 2022г.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не обращалась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в установленном законом порядке суд считает несостоятельными, поскольку истец лично обратилась с заявлением о возобновлении предоставления мер социальной поддержки после регистрации по месту пребывания, которое фактически рассмотрено ответчиком по существу и в предоставлении мер социальной поддержки отказано /л.д.11-12/. При этом, из ответа на заявление не следует, что истцом нарушен установленный порядок обращения или не представлены необходимые документы, что также не разъяснено. Все необходимые документы, подтверждающие право истца на получение мер социальной поддержки, у ответчика имелись, а также могли быть дополнительно запрошены у истца или в соответствующих службах.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора в интересах истца ФИО2 подлежащими удовлетворению, в связи с чем, суд признает за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренных Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» и возлагает на ответчика обязанность предоставить истцу заявленные меры социальной поддержки.

         Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                             Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г.Дубны Московской области в интересах социальных прав ФИО2 удовлетворить.

    Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренных Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО2 меры социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС – семьи умерших (погибших) инвалидов-участников, больных лучевой болезнью вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в связи с радиационными авариями на других атомных объектахс- вдова, не вступившая в повторный брак, предусмотренные Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в виде:

    ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентовстоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставкибытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение ствердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022 года., то есть с даты подачизаявления;

    бесплатного проезда на автомобильном и городском наземномэлектрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус,трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителяМосковской области.

     Обязать Министерство социального развития Московской областиназначить и предоставить ФИО2 ежемесячнуюденежную компенсацию как неработающему одиноко проживающемупенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальнойподдержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная савгуста 2022 года.

         Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения в Московский областной суд через Дубненский городской суд.

                                  Судья                                М.А.Румянцева

          Мотивированное решение

          изготовлено 03.02.2023 г.

2-21/2023 (2-1142/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Крушанова Галина Ивановна
Прокурор г. Дубны Московской области
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Румянцева М.А.
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее