Гр.дело № 2-1962/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Чернове В.А.,
с участием истца Балахничевой Г.Н., директора Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол»
третьего лица Абрамовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Балахничевой Г.Н., как директора Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» к Фонду поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» о принятии решения о ликвидации указанного Фонда и исключении Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» из единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Балахничева Г.Н., являющаяся директором Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» обратилась в суд с данным исковым заявлением указав, что она является заинтересованным лицом в ликвидации Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол», поскольку имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены и действие трудового договора с директором Фонда истёк, что подтверждается копиями отчётов, предоставляемых Фондом в орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике и в Инспекцию федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и других приложенных документов.
Согласно ч. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц.
На основании просит ликвидировать Фонд поддержки автономного учреждения «Чувашский государственного театра кукол» с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении.
В судебном заседании истец и третье лицо поддержали заявленные требования.
Третье лицо Абрамова Е.А. (учредитель) в судебном заседании пояснила, что в настоящее время продолжение деятельности Фонда нецелесообразно. В связи с чем, просила его ликвидировать с внесением сведений в ЕГРЮЛ о прекращении. Спонсоры перестали выделять денежные средства, и они перестали просить их. Сейчас они пользуются более современными методами получения внебюджетных средств. В настоящее время театр для обеспечения своей деятельности получает гранты от Министерства культуры РФ. Счета Фонда нулевые.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица Управление Минюста России по Чувашской Республике представило отзыв на иск, в котором указало, что Фонд поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» (далее - Фонд) внесен в Единый государственный реестр юридических лиц дата -----) с указанием адреса: 428000, Чувашская Республика, адрес, адрес., адрес.
Фонд действует на основании Устава, утвержденного Собранием учредителей от дата, в новой редакции от дата.
В рамках контрольно-надзорных полномочий за деятельностью некоммерческих организаций в июне 2015 года Управлением была проведена плановая документарная проверка в отношении Фонда на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации. По результатам проверки были выявлены следующие нарушения:
в нарушение пункта 2 статьи 2 и пункта 1 статьи 8 Федерального закон; 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный за]
№ 7-ФЗ) Фонд не осуществлял в период с 2012 по 2014 г.г. деятельное направленную на достижение уставных целей;
в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ также велась деятельность органов управления Фонда. По указанным фактам Фонду было вынесено предупреждение. Во исполнение предупреждения 30.11.2015 Фонда поступила информация о возобновлении уставной деятельности Фонда его органов управления.
Иные меры реагирования в отношении Фонда не применялись.
Ежегодную отчетность Фонд представлял своевременно в установленные законодательством сроки, к административной ответственности не привлекался.
Согласно Банку данных исполнительных производств, размещенному открытом доступе на официальном сайте Управления Федеральной служб судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии, возбужденные исполнительные производства в отношении Фонда отсутствуют.
Иной информацией о наличии (отсутствии) у Фонда задолженности перед бюджетами различного уровня, а также об иных обстоятельствах, препятствующих ликвидации Фонда, не располагают.
В этой связи решение вопроса об удовлетворении заявленных исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Согласно части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В этой связи в случае удовлетворения заявленных исковых требований о ликвидации Фонда просили исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обсудив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2).
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом (п. 3).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (п. 5).
В силу ст. 1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Из существа заявленных исковых требований следует, что истец, как директор некоммерческой организации Фонда поддержки автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» просит принять решение о ликвидации фонда, ссылаясь на то, что имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из искового заявления, истец обратился в суд с настоящими требованиями в порядке, предусмотренном ч.2 ст123.20 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.123.17 ГК РФ Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.123.20 ГК РФ Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, ГК РФ предполагает только судебный порядок разрешения вопроса о ликвидации фонда. В исковом заявлении истцом указаны основания для ликвидации фонда, содержащиеся в ГК РФ.
Фонд автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» был создан дата. Фонд действует на основании Устава, согласно которому целями создания Фонда являются: содействие в функционировании и развитии государственного учреждения культуры «Чувашский государственный театр кукол» как центра творческой и культурной жизни адрес и Чувашской Республики; содействие укреплению финансовой и материально-технической базы театра.
В обоснование доводов о том, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна и, следовательно, цели фонда не могут быть достигнуты, суду представлены: единая (упрощенная) налоговая декларация за 2018 г., где отсутствуют сведения о какой-либо деятельности, проводимой Фондом.
Также представлено письмо Фонда в ИФНС России по адрес, из которого следует, что Фонд уведомляет Инспекцию о том, что в связи с тем, что в течение дата годов Фонд не начислял и не выплачивал никаких доходов физическим лицам, то и не производил удержаний и не перечислял налог в бюджет и в соответствии с письмом ФНС России от дата №БС-4-11/4901 вправе не предоставлять отчеты по форме 6-НДФЛ за указанные годы.
Указанное свидетельствует о том, что у Фонда отсутствует какое-либо имущество для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна и, следовательно, цели фонда не могут быть достигнуты.
Таким образом, имеются законные основания для ликвидации Фонд автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол».
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием для его исключения из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч.5 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В данном случае суд не видит необходимости назначать ликвидатора, так как обязанности по ликвидации Фонда фактически исполняет директор Фонда (истец по делу).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Ликвидировать Фонд автономного учреждения «Чувашский государственный театр кукол» в связи объективной невозможностью продолжения деятельности Фонда по основаниям, не связанным с нарушением закона и исключить Фонд из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 02.04.2018.