№
УИД 21RS0№-47
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
30 августа 2022 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Филиппова К.В.,
с участием:
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Ивановой Н.М. (доверенность от 01.07.2022),
представителя Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии – Креппо А.В. (доверенность от 10.01.2022 №ДВ-173-1),
рассмотрев жалобу Михайлова Якова Леонидовича на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 15.06.2022 № 169 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлова Якова Леонидовича,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 15.06.2022 № 169 по делу об административном правонарушении глава администрации Калининского района
г. Чебоксары Михайлов Я.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Михайлов Я.Л. подал жалобу, которой просит отменить постановление от 15.06.2022 № 169 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным, указав, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Михайлов Я.Л. не является лицом, обязанным соблюдать нормы и правила противопожарной безопасности. Кроме того, указывает, что нарушения выявлены в ходе выездной внеплановой проверки в отношении администрации г. Чебоксары, а привлечен к ответственности глава Калининского района г. Чебоксары.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иванова Н.М. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить.
Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы
по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии старший лейтенант внутренней службы Креппо А.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, указав, что в соответствии с пунктом 8.2.23 распоряжения администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 30.01.2014 N 30-р "О распределении обязанностей между главой администрации города Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления" глава администрации района города Чебоксары обеспечивает выполнение возложенных на администрацию района задач и функций по направлениям обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах района.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд становил следующее.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности).
В силу статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения внутригородского района относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве и противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения; а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, в период с 18 по 29 апреля 2022 года в отношении администрации города Чебоксары проведена внеплановая выездная проверка на предмет реализации полномочий органам самоуправления в области пожарной безопасности.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что
1) не разработаны и не реализуются меры пожарной безопасности, направленные на исключение возможных переходов лесных и ландшафтных пожаров на населенный пункт (ст.21 Федерального закона о пожарной безопасности, ч.1 ст.69 Технического регламента о т пожарной безопасности);2) не организовано проведение своевременной очистки территории городского округа, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и других горючих материалов (мкр. Солнечный (Бауманский лес), овраг вдоль р. Кукшум, сторона пр. Тракторостроителей от д. 95 «Б» до д. 112, пересечение ул. Пролетарская и ул. Академика С.Федорова, пересечение ул. Пархоменко и ул. Крупской) (п.67 Правил противопожарного режима);
3) допущено устройство свалок отходов на землях городского округа (овраг между пр. Тракторостроителей и мкр. Солнечный (кадастровый номер 21:01:030407:134), ул. Нефтебазовская между д. 22 и д. 47, на пересечении ул. 4-я и 5-я линии Мясокомбинатского пр. территория, расположеннаявблихи кольца Тракторостроителей (кадастровый номер 21:01:000000:146), ул. Нижняя) (п.69 Правил противопожарного режима);
4) территория городского округа, прилегающая к лесу, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта (мкр. Солнечный «Бауманский лес», пос. Восточный (земли леса с кадастровым номером 21:01:030208:81), мкр. «Новый город» (земли леса с кадастровыми номерами 21:01:030208:399, 21:01:030208:80), пос. Гремячево (земли леса с кадастровым номером 21:01:030204:172) (п.70 Правил противопожарного режима);
5) территория городского округа, прилегающая к земельным участкам, заросшим сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта с данными участками, числе в том числе XIV мкр Новоюжного района (п.63 Правил противопожарного режима);
6) отсутствует противопожарный водопровод, обеспечивающий необходимый расход воды на тушение пожаров, с расстановкой пожарных гидрантов с учетом радиуса их обслуживания (пос. Альгешево, Южный поселок, пос. Мясокомбинатский, пос. Восточный, пос. Гремячево) (ч.4 ст.6, ст.65, ч.ч.1, 3 ст.68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п.75 Правил противопожарного режима, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, 8.5, 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», 4.1. 5.1, 8.5, 8.9 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
7) не обеспечено наличие системы оповещения населения о возможной чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Чебоксарского городского округа (пос. Альгешево, мкр. Новый город, мкр. Солнечный, мкр. Лента, часть Новоюжного района далее универмага «Шупашкар», Южный поселок) (ст.63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ст. 19 Федерального закона о пожарной безопасности, приказ МЧС России от 31.07.2020 №578, Мининформсвязи России № 365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»);
8) в черте городского округа отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями пожарной безопасности: пос. Альгешево, пос. Мясокомбинатский, пос. Восточный, пос. Гремячево, Южный поселок, (п.48 Правил противопожарного режима).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения
Михайлова Я.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения Михайловым Я.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о том, что должностным лицом не приняты необходимые и достаточные меры к исполнению требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Акт проверки администрации г. Чебоксары мог быть положен в обоснование оспариваемого постановления, поскольку он никем не признан незаконным, предписание в установленном порядке администрацией г. Чебоксары в Арбитражный суд Чувашской Республики не оспаривалось.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии состава административного правонарушения, судом отклоняются как опровергаемые материалами дела.
Кроме того, судом отклоняется довод жалобы о том, что Михайлов В.Я. не является лицом, ответственным за принятие первичных мер пожарной безопасности.
Так, в соответствии с положениями федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Следовательно, указанные в протоколе нарушения относятся к первичным мерам противопожарной безопасности.
Пунктом 8.2.23 распоряжения администрации города Чебоксары 30.01.2014 №30-р «О распределении обязанностей между главой администрации Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления» глава администрации района обеспечивает в возложенных на администрацию района задач и функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района. Следовательно, Михайлов В.Я. является лицом, ответственным за принятие указанных мер.
Кроме того, в п. 5.1.5 должностного регламента указано, что глава района в г. Чебоксары несет ответственность за соблюдение правил, норм, инструкций по охране труда и пожарной безопасности.
Таким образом, в оспариваемом постановлении должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности Михайлова В.Я.
Назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 – 4.4 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Это наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Вмененное нарушение малозначительным не является.
Поскольку постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований закона, оснований для его отмены суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 15.06.2022 № 169 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлова Якова Леонидовича, оставить без изменения, а жалобу Михайлова Якова Леонидовича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья К.В. Филиппова