Решение
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителей: истца Матиева И.И., Минздрава РИ Эсмурзиева М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оздоевой З. М., законного представителя ребенка-инвалида Героевой А. Т. к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Республики Ингушетия и возложении обязанности по организации обеспечения ребенка Истца, бесплатными лекарственными препаратами Министерства здравоохранения Республики Ингушетия по медицинским показаниям и обращения решения суда к немедленному исполнению,
установил:
Истец является матерью несовершеннолетнего ребенка – Героевой А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка-инвалида с диагнозом: С96.5. – Многоочаговый и односистемный гистиоцитоз из клеток Лангерганса. Мультиситемная форма с мультифокальным поражением костей. ДД.ММ.ГГГГ ребенку Истца заключением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ Детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, в связи с вышеназванным диагнозом, врачами данного медицинского учреждения, согласно Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, были назначены, по жизненным показаниям следующие лекарственные препараты: «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб») (240 мг, в 1 упаковке 56 таблеток, предполагаемое количество препарата 8 упаковок в год) по 1 таб/1 раз в сутки, длительно. Отмене и замене на воспроизведенные лекарственные средства или биоаналоги препарат «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб») не подлежит. В связи необходимостью проведения лечения, истец, обращалась с заявлением в ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница», для получения бесплатных рецептов на лекарственные препараты, рецепты ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница» выдавала, но лекарства получить в полном объеме не получилось. Также истец обращалась с письменным заявлением ДД.ММ.ГГГГ в Министерство здравоохранения Республики Ингушетия с просьбой обеспечить ее ребенка вышеуказанными льготными лекарственными препаратами, но в ответ Минздрав Республики Ингушетия направило письмо, в котором сказано: «В связи с тем, что выписанный Вам препарат «Вемурафениб» (Зелбораф) временно отсутствует на фармацевтическом рынке (находится в дефектуре) обеспечить пациентку лекарственным препаратом не представляется возможным). До сих пор лекарственным препаратом Минздравом РИ Истец не обеспечен. Просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, выразившееся в необеспечении ребенка истца - Героеву А. Т., необходимыми лекарственными препаратами, обязать Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать регулярно и в полном объеме лекарственными препаратами ребенка истца – Героеву А. Т. по медицинским показаниям и обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья ребенка истца и острой необходимостью ребенка истца в лекарственных препаратах.
Представитель истца подтвердил заявленные требования по указанным в иске основаниям и пояснил также, что по медицинским показаниям истцу необходимо применение указанных лекарственных препаратов, также пояснил, что только после обращения истца Гагиевой М.Х. с заявлением в Прокуратуру Республики Ингушетия в апреле 2023 года ответчик закупил один препарат для истца (Ниволумаб), но только в количестве необходимом на период 2,5 месяца. Однако на дальнейшее время определенные Консилиума врачей (онкологического) ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» препараты для истца не закуплены.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требовании, просил отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены инвалиды), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7).
В соответствии со статьей 37 названного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, где согласно разделу 2 программы - При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, включенными в утвержденные Правительством Российской Федерации соответственно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной 8 медицинской помощи в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - территориальная программа государственных гарантий), включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - территориальная программа обязательного медицинского страхования). Такие же правовые нормы, указанные в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством РФ указаны и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 33.
В силу пунктов 5 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится:
- организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации,
- организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно ст. 2 Закона Республики Ингушетии №-РЗ «О лекарственном обеспечении населения Республики Ингушетия» от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Ингушетия, являются:
1) доступность и фармакологическая безопасность лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
2) обеспечение бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан;
3) оказание бесплатной лекарственной помощи в стационарных лечебно-профилактических учреждениях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
- Согласно ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная предоставляется бесплатно.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами.
В силу статьи 37 Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
Согласно материалам дела ребенок истца Героева А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом с диагнозом: С96.5. – Многоочаговый и односистемный гистиоцитоз из клеток Лангерганса. Мультиситемная форма с мультифокальным поражением костей и ДД.ММ.ГГГГ ребенку Истца заключением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ Детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, в связи с вышеназванным диагнозом, врачами данного медицинского учреждения, согласно Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, был назначен, по жизненным показаниям лекарственный препарат: «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб») (240 мг, в 1 упаковке 56 таблеток, предполагаемое количество препарата 8 упаковок в год) по 1 таб/1 раз в сутки, длительно, который как отмечено в Протоколе врачебной комиссии отмене и замене на воспроизведенные лекарственные средства или биоаналоги препарат «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб») не подлежит. Также ребенок истца состоит на учете в ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница», где на основании Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заключения врачебной комиссии ГБУЗ «Сунженской ЦРБ» было врачебной комиссией решено обеспечить ребенка истца – Героеву А.Т. лекарственным препаратом Зелбораф (МНН: «Вемурафениб») по федеральной программе. Рецепты на получение льготных лекарственных препаратов врачами выдаются, но в аптечном учреждении лекарственные препараты отсутствуют по причине необеспечения Министерством здравоохранения Республики Ингушетия данным лекарственным препаратом. По этой причине Истец обратилась с письменным заявлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика - Министерство здравоохранения Республики Ингушетия с просьбой обеспечить ее ребенка вышеуказанными льготными лекарственными препаратами, в ответ Ответчиком было направлено письмо, со ссылкой на то что, препарат «Вемурафениб» (Зелбораф) временно отсутствует на фармацевтическом рынке (находится в дефектуре) обеспечить ребенка лекарственным препаратом не представляется возможным.
Поскольку заключением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ Детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, в связи с вышеназванным диагнозом, врачами данного медицинского учреждения, согласно Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, был назначен, по жизненным показаниям лекарственный препарат: «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб»), который как отмечено в Протоколе врачебной комиссии отмене и замене на воспроизведенные лекарственные средства или биоаналоги препарат «Зелбораф» (МНН: «Вемурафениб») не подлежит и Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заключения врачебной комиссии ГБУЗ «Сунженской ЦРБ» было решено обеспечить ребенка истца – Героеву А.Т. лекарственным препаратом Зелбораф (МНН: «Вемурафениб») по федеральной программе, оснований для отказа ребенку истца в его льготном обеспечении не имеется.
Министерством здравоохранения Республики Ингушетия не представлено суду доказательств принятия мер по обеспечению регулярно и в полном объеме истца необходимыми лекарственными препаратами.
Поскольку отсутствие обеспечения регулярно и в полном объеме необходимыми лекарственными препаратами нарушает права ребенка истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений, суд полагает требование об обязании Министерства здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать выдачу лекарственными препаратами обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 19, п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 8 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что ребенок истца, как - инвалид, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №). Согласно названному перечню дети - инвалиды обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Ингушетия) детей - инвалидов.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что неисполнение ответчиком вышеуказанных правовых норм нарушает конституционное право ребенка истца на бесплатную медицинскую помощь, в том числе право на получение жизненно необходимых и важнейших для жизни и здоровья лекарств за счет бюджетных средств, суд считает требования подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Оздоевой З. М. к Министерству здравоохранения Республики о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Республики Ингушетия и возложении обязанности по организации обеспечения ребенка Истца, бесплатными лекарственными препаратами Министерства здравоохранения Республики Ингушетия по медицинским показаниям и обращения решения суда к немедленному исполнению удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, выразившееся в необеспечении ребенка истца - Героевой А. Т. необходимыми лекарственными препаратами.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать регулярно и в полном объеме лекарственными препаратами ребенка истца – Героеву А. Т. по медицинским показаниям.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья