РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2015 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Жуль А.В.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Красноярска Глуховой К.В.,
истца Зуднева А.А.,
при секретаре Олиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах Зуднев А.А. к администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Зуднева А.А., просит возложить обязанность на администрацию г.Красноярска предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, размером не ниже 33 кв.м. в г.Красноярске.
Требования иска мотивированы тем, что Зуднев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать Зуднева О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, его отец Зуднев А.В. лишен родительских прав решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением администрации г. Лесосибирска от 09.10.2002 года № 963 Зуднев А.А. передан под опеку и за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации г. Лесосибирска от 29.01.2014 года № 62-р установлен факт невозможности проживания Зуднева А.А. в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Зуднев А.А. в период с 2009 по 2012 годы обучался в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта в г.Красноярске. На сегодняшний день работает и проживает в г.Красноярске с семьей. В собственности жилья не имеет. Просит предоставить жилое помещение по месту фактического проживания – в г. Красноярске.
Решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей от 24.06.2014 года принято решение о постановке Зуднева А.А. на учет.
В судебном заседании, помощник прокурора Центрального района г. Красноярска требования искового заявления поддержала, по основаниям изложенным в нем.
Истец Зуднев А.А., в судебном заседании требования искового заявления поддержал, по основаниям изложенным в нем.
Представитель ответчика, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований искового заявления, так как решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам 24.06.2014 года Зуднев А.А. поставлен на учет нуждающихся в жилье в г. Лесосибирске, в настоящее время его номер по списку 1411. Заявление Зуднева А.А. о предоставлении ему жилого помещения в г. Красноярске в Министерство не поступало.
Третье лицо Министерство образования и науки Красноярского края, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его неявки суду не сообщило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Третье лицо, Администрации г. Лесосибирска, в судебное заседание своего представителя не направило, заявлением просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что Зуднев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать Зуднева О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, его отец Зуднев А.В. лишен родительских прав решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением администрации г. Лесосибирска от 09.10.2002 года № 963 Зуднев А.А. передан под опеку и за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации г. Лесосибирска от 29.01.2014 года № 62-р установлен факт невозможности проживания Зуднева А.А. в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Зуднев А.А. в период с 2009 по 2012 годы обучался в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта в г.Красноярске.
Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Лесосибирский отдел, за Зудневым А.А., Зудневой О.В., Зудневым А.В., какие-либо права на объекты недвижимого имущества на не зарегистрированы.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю, за Зудневым А.А., какие-либо права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 30.01.2014 года, какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Зудневым А.А., Зудневой О.В., Зудневым А.В. не зарегистрированы.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что 12 сентября 2013 года Зуднев А.А. представил в отдел опеки и попечительства администрации г. Лесосибирска заявление адресованное в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, о предоставлении ему в пользование жилое помещение, расположенное в городе Лесосибирске.
Данное заявление, вместе с иными документами Зуднева А.А., было направлено отделом опеки и попечительства администрации г. Лесосибирска 20.02.2014 года в Министерство образования и науки Красноярского края, для постановки на учет по обеспечению жильем.
Данные обстоятельства подтверждаются входящим штампом Министерства на сопроводительном письме и на самом заявлении Зуднева А.А. от 12.09.2013 года.(л.д.91).
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам 24.06.2014 года Зуднев А.А. поставлен на учет нуждающихся в жилье в г. Лесосибирске, в настоящее время его номер по списку 1411, что подтверждается письмом Министерства образования Красноярского края от 20.07.2015 года № 75-7623.
Кроме того, 13.02.2015 года Зуднев А.А. представил в отдел опеки и попечительства администрации г. Лесосибирска заявление адресованное в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, о предоставлении ему в пользование жилое помещение, расположенное в городе Красноярске (л.д.53).
Данное заявление Зуднева А.А. от 13.02.2015 года в Министерство образования Красноярского края не поступало и не рассматривалось, что подтверждается письмом Министерства образования Красноярского края от 20.07.2015 года № 75-7623
Доказательств обращения Зуднева А.А. в Администрацию г. Красноярска и в Министерство образования Красноярского края с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в г. Красноярске, стороной истца суду не представлено.
Также, стороной истца не представлено доказательств проживания Зуднева А.А. в настоящее время на территории г. Красноярска.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12,1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу п. 4 указанного закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством края. Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, казанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей.
Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления предусмотренные законом документы. Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия названные в данной норме документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела рассматриваемой категории лиц, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
Поступившие в указанный орган документы рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений рассматриваемой категории лиц, на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Порядок формирования, состав и порядок деятельности комиссии определяются Правительством края. Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц рассматриваемой категории в список либо об отказе во включении их в список. Решение о включении в список (об отказе во включении в список) указанных лиц принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии. Включение в данный список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования письменно уведомляет заявителей о принятом решении в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.
Решение о предоставлении лицу рассматриваемой категории, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Предоставление жилых помещений таким лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список, указанные органы размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд. Указанные жилые помещения должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений определяется исходя из нормы предоставления - 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом рассматриваемой категории договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные гарантии предусмотрены ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г. (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-979).
Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется, жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст.2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
В силу ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий, в том числе осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, судом установлено, что Зуднев А.А. решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей от 24.06.2014 года поставлен на учет нуждающихся в жилье в г. Лесосибирске, в настоящее время его номер по списку 1411. Следовательно права Зуднева А.А. по обеспечению его жилым помещением не нарушены.
Нарушений прав Зуднева А.А. на обеспечение жилым помещением со стороны ответчика Администрации г. Красноярска также не допущено, так как с заявлением о предоставлении жилого помещения в Администрацию г. Красноярска Зуднев А.А. не обращался.
Кроме того, решение Министерства в части, постановки Зуднева А.А. на учет нуждающихся в жилье в г. Лесосибирске, никем не оспорено, незаконным не признано.
В связи с чем, в удовлетворении требований искового заявления к Администрации г. Красноярска следует отказать
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований искового заявления прокурора г. Лесосибирска в интересах Зуднев А.А. к администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения изготовлена 21.09.2015 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль