Дело № 2-1447/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
с участием прокурора Горбачевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.О. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,
УСТАНОВИЛ:
Никитин А.О. обратился в суд с иском к Минфину России в лице УФК по Республике Алтай о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Требования мотивировал тем, что государственный обвинитель отказался от обвинения в отношении Никитина А.О. в связи с отсутствием в его действиях состава указанного преступления, уголовное дело было прекращено. В период уголовного преследования в отношении истца была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Учитывая обстоятельства незаконного уголовного преследования, и содержание под стражей, полагает, что разумной и справедливой компенсацией причиненного морального вреда является денежная сумма в размере 50 000 рублей. Впоследствии истец увеличил заявленные требования, просил взыскать с ответчика 100 000 рублей.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, Никитин А.О. требования заявленного иска поддержал.
Представитель ответчика Министерства финансов России в лице УФК по Республике Алтай Светоносов К.А. в судебном заседании требования заявленного иска не признал.
Представитель третьего лица МВД по Республике Алтай Базилевич Е.А. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании положений ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя, в частности, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В отношении лиц, незаконного или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, основания возмещения вреда определены нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии со ст. 133 которого право на реабилитацию, включающее в себя, в том числе устранение последствий морального вреда, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 и п. п.1, 4 – 6 ч. 1 ст. 27 кодекса; осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 кодекса; лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, – в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются согласно ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ в порядке гражданского судопроизводства.
Судом установлено, что 23.05.2017 года в отношении Никитина А.О. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 166 УК РФ и по п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ. 23.05.2017 года Никитину А.О. предъявлено обвинение по п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В связи с привлечением Никитина А.О. к уголовной ответственности по ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 166, п «в»ч.2 ст. 158 УК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу продлена постановлением Горно-Алтайского городского суда от 29.06.2017 года.
30.06.2017 года Никитину А.О. предъявлено обвинение в совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 158 УК РФ.
Приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.08.2017 года Никитин признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 166 УК РФ, ч. 1 ст. 166 УК РФ, с назначением наказания в порядке ст. 70 УК РФ в виде <данные изъяты>.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель отказался от обвинения по ч.1 ст. 158 УК РФ и постановлением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.08.2017 года уголовное преследование в отношении Никитина А.О. по ч. 1 ст. 158 УК РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Согласно разъяснениям п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 29.11.2011 года «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» применительно к судебным стадиям уголовного судопроизводства к лицам, имеющим право на реабилитацию, соответственно относятся: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения и (или) по иным реабилитирующим основаниям; осужденный – в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. К лицам, имеющим право на реабилитацию, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его, а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.
Отказ государственного обвинителя от обвинения исключило возможность привлечения Никитина А.О. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 158 УК РФ, в связи с чем уголовное преследование в отношении обвиняемого было судом прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, т.е. за отсутствием в его действиях состава преступления.
Факт причинения Никитину А.О. морального вреда в связи с необоснованным уголовным преследованием по ч. 1 ст. 158 УК РФ не вызывает сомнений и в доказывании не нуждается, поскольку само по себе придание гражданину статуса обвиняемого по преступлению, которого он не совершал, влечет для него неблагоприятные последствия в виде причинения определенного рода нравственных переживаний.
В рамках настоящего дела доказыванию подлежит лишь тяжесть перенесенных нравственных страданий и размер подлежащей компенсации морального вреда в ее денежном выражении.
При определении размера компенсации, суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства: личностную характеристику истца, наличие судимостей; тяжесть вмененного преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с вмененным преступлением (с 23.05.2017 года по 29.06.2017 года) и последующее продление меры пресечения в связи с совершением им иных преступлений, за которые он впоследствии был осужден (с 29.06.2017 года); зачет время содержания под стражей с 23.05.2017 года по 14.08.2017 года в срок отбытия наказания за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 166 УК РФ, срок незаконного уголовного преследования (с 23.05.2017 года по 15.08.2017 года), конкретные обстоятельства настоящего дела.
С учетом изложенного, на основании положений ст. ст. 150 – 151, 1099 – 1100 ГК РФ, руководствуясь принципами состязательности сторон гражданского судопроизводства, равенства всех перед законом и судом и правилами ст. 56 ГПК РФ о необходимости каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению – в сумме 2 000 рублей. Указанный размер компенсации морального вреда суд полагает соответствующим фактическим обстоятельствам настоящего гражданского дела, разумным и справедливым, отвечающим требованиям соразмерности перенесенных истцом страданий.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никитина А.О. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Никитина А.О. компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 2 000 рублей.
В удовлетворении требований Никитина А.О. о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 98 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2018 года.
Судья С.И. Полякова