Решение по делу № 3а-1049/2021 от 24.06.2021

№3а-1049/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург                         19 июля 2021 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мандрова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, Государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», администрации г. Орска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Мандров С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов.

Также Мандров С.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес), назначение: цех встроенной мебели.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 1 325 383,58 рубля, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 799 668 рублей.

Установленная кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере 21 075 688,67 рубля, определенная по состоянию на 18 июля 2018 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 5 026 899 рублей.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, восстановить срок подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении нежилого здания и установить кадастровую стоимость указанного выше нежилого здания размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Административный истец Мандров С.А., представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.10.2020 года № 858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012 года №840-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Оренбургской области.

Из материалов дела следует, что Мандров С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, и нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: цех встроенной мебели.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 1 325 383,58 рубля; согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 12 июля 2018 года определена в размере 21 075 688,67 рубля.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет от 22 апреля 2021 года, выполненный оценщиком ФИО4, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 799 668 рублей.

Согласно отчету от 28 апреля 2021 года, выполненного оценщиком ФИО4, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 12 июля 2018 года определена в размере 5 026 899 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка и нежилого здания существенно отличаются от их рыночной стоимости.

Отчеты о рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания никем не оспорены. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчеты о рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания составлены оценщиком, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в них выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка и нежилого здания определена на дату определения его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Мандров С.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 24 июня 2021 года, датой подачи заявления следует считать 24 июня 2021 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществивший функции по государственной кадастровой оценке.

Руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Мандрова Сергея Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 799 668 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , назначение – цех встроенной мебели, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 июля 2018 года в размере 5 026 899 рублей.

Датой подачи заявления считать 24 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                              Р.Р. Кучаев

Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.

Судья                              Р.Р. Кучаев

3а-1049/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мандров Сергей Александрович
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Администрация г. Орска Оренбургской области
Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области"
Правительство Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Кучаев Руслан Рафкатович
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация административного искового заявления
24.06.2021Передача материалов судье
27.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Подготовка дела (собеседование)
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее