УИД 74RS0029-01-2022-001751-91
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Магнитогорск 19 июля 2022 года
Судья Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области Корнилова И.А.,
при секретаре Жаксембаевой А.С.,
рассмотрев административное дело по жалобе директора ООО «ОГМ» Тулупова Г.Л. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Кирилловой Е.Н. от 19 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Кирилловой Е.Н. от 19 мая 2022 года директор Общества с ограниченной ответственностью «ОГМ» Тулупов Г.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, директор ООО «ОГМ» Тулупов Г.Л. обратился с жалобой, с дополнением к жалобе, в которых просит постановление должностного лица отменить. Указав, что директор ООО «ОГМ» привлечен к ответственности за то, что не ведет учет журнала отходов на объекте по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, 17 стр. 6. Вместе с тем ООО «ОГМ» не осуществляет какую-либо деятельность по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, 17 стр. 6. Объект с 2020 года сдается в субаренду ООО «УралПрофстрой». С объектом ООО «УралПрофСтрой» арендовало и арендует оборудование и инструменты для осуществления производственной деятельности. Также просит освободить от административного наказания, ссылаясь на возможность замены штрафа на предупреждение, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, безопасности государства.
Директор ООО «ОГМ» Тулупов Г.Л. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Защитник директора ООО «ОГМ» Тулупова Г.Л. - Соколова Э.Л. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимала.
Должностное лицо государственный инспектор в области охраны окружающей среды Челябинской области Кириллова Е.Н. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобы без удовлетворения, в письменном мнении ссылалась на отсутствие возможности замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение ввиду того, что совершенное директором ООО «ОГМ» Тулуповым Г.Л. административное правонарушение посягает на порядок охраны окружающей среды, среды обитания человека, растений и животных и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Заместитель Магнитогорского природоохранного прокурора Баглаев Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, постановление считает законным и обоснованным.
Заслушав должностное лицо Кириллову Е.Н., прокурора, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд (судья) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Из материалов дела следует, что решением Магнитогорского природоохранного прокурора Ботвинкина Е.Н. от 17 января 2022 года в отношении ООО «ОГМ» установлен срок проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды с 24 января 2022 года по 23 февраля 2022 года.
12 апреля 2022 года по результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе проверки выявлено, что ООО «ОГМ» осуществляет эксплуатацию производственной площадки на земельном участке площадью 9265 кв. метров, находящемся по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 17а, нежилого здания 1372,1 кв.метра, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 17, строение 8, нежилого здания 451,9 кв.метра, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 17, строение 6.
Указанное недвижимое имущество предоставлено ООО «ОГМ» на основании договора аренды от 24.07.2020 г. № ИП-0002 индивидуальным предпринимателем Тютюником А.А. в целях использования Арендатором в своих производственных целях, в том числе целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными имущества, передаваемого в аренду.
В соответствии с приложением № 1 к Договору от 24.07.2020 г. № ИП-0002, на земельном участке площадью 9265 кв. метров, находящемся по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 17а находится ГРПШ (газорегуляторный шкаф) -используется для обеспечения потребности в газоснабжении зданий. ГРПШ (газорегуляторный шкаф) - технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях, является стационарным источников выбросов загрязняющих веществ. При обслуживании и эксплуатации газорегуляторного шкафа осуществляются выбросы следующих загрязняющих веществ: метан, одорант. В настоящее время в качестве одоранта используется одорант - СПМ (смесь природных меркаптанов). Расчет выбросов одоранта производится при всех технологических выбросах одорированного природного газа. Одорант представляет собой смесь низкокипящих меркаптанов: 30 % этил меркаптана, 50-60 % пропилмеркаптанов и 10-20 % изобутилмеркаптанов или 50-75 % этилмеркаптана, 5-25 % пропилмеркаптанов, 1 - 4 % изобутилмеркаптанов. Одорант относится к вредным веществам 2 класса опасности.
В нежилом здании, площадью 1372,1 кв. метра, находящемся по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 17, строение 8 (далее - Здание №1) расположено следующее оборудование: в основном цехе: кран мостовой (1 шт), склад инструментальный (1 шт), РП-1(4 шт), эл. шит освещения (1 шт), шкаф 3-х секционный (душевая/раздевалка) (14 шт), бак нагревательный (душевая/раздевалка) (1 шт), смесители для душа (душевая/раздевалка) (3 шт), распределительная система отопления (столовая) (1 ком.), отрезной дисковый станок «Корвет» (1 шт), компрессор «FINI»,(1 шт.), тележка 2-х колесная, (2 шт.), стеллажи для изготовления металлоконструкций (4 шт.), тележка 4-х колесная передаточная, (1 шт.). В жестяном цехе: кран балка (3т) (1 шт.), пожарный шкаф (без оборудования) (1 шт.), РП-2 (1 шт.), эл.щит освещения (1 шт.), шкаф 2-х секционный (раздевалка) (1 шт.), умывальник стальной (1 шт.), станок сверлильный (1 шт.). В котельной: котел ThermTRIO 90 (Т), (5 шт.), распределительная система труб (1 коми.), бойлер NIBE 300л,(1 шт.), мембранный бак для системы отопления WesterWRV, (1 шт.), насос нагнетательный VILA 13 В40 (1 шт.), насос нагнетательный GRUNFOS (1 шт.), клапан СЯМИ, 061435-467 ТУ(1 шт.), клапан MADASEVPC/MC-ON 80 (1 шт.), электрокалорифер ЭК-9П 380v ЭЛВИН (1 шт.), стабилизатор напряжения IEK НОМЕ 1,5 кВТ (1 шт.), щиток IЕК(1 шт.), щиток IEK (1 шт.), щиток Seitron (1 шт.), насос водяной (1 шт.).
На втором этаже Здания №1 расположены офисные помещения.
Согласно п. 5.1.9 Договора ООО «ОГМ» обязан соблюдать на Объекте требования законодательства, нести все расходы, связанные с этим и полную ответственность за соблюдение технических, пожарных, экологических и санитарных правил, а также выполнять предписания контролирующих органов.
Таким образом, на основании Договора аренды от 24.07.2020 г. № ИП-0002 эксплуатация всего технологического оборудования осуществляется ООО «ОГМ».
При осмотре производственной площадки установлено, что на объекте существуют следующие источники выбросов загрязняющих веществ: ГРПШ (газорегуляторный шкаф): стоянка грузового автотранспорта и спец. техники, принадлежащей ООО «ОГМ»; газовая котельная.
В ходе осмотра территории производственной площадки по адресу ул. 9 Мая, д. 17а-отмечен факт организации стоянки автотранспорта и спец.техники с логотипом ООО «ОГМ». При движении техники по внутреннему проезду в атмосферу поступают загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бензин, керосин, смесь углеводородов предельных С1-С5.
На промышленной площадке расположено два производственных здания:
Здание № 1, имеет площадь 1372,1 кв.м., располагаются административные помещения, производственные помещения и котельная. Котельная предназначена для отопления и горячего водоснабжения помещений. В котельной находятся 5 котлов марки THERMONATHERMTRIO 90. из них 1 котел для горячего водоснабжения помещений, 2 котла - для обогрева помещений в отопительный сезон, 2 котла выведены из строя. В результате работы котельного оборудования осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ в атмосферный воздух: азота диоксид, оксид азота, углерода оксид, бенз/а/пирен. В здании производственного цеха установлено следующее оборудование: Гидравлический пресс; Сверлильный станок; Шлифовальный станок; Токарно-винторезный станок; Токарный станок; Сверлильный станок; Гильотина для металла; Емкость для мойки и охлаждения деталей. На территории имеется газогенератор и бетономешалка.
На территории производственной площадки установлено три контейнера для сбора отходов: два контейнера с южной стороны Здания № 1, один контейнерсеверной стороны Здания № 1. Все контейнеры переполнены отходами. В контейнерах были складированы следующие виды отходов: мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 7 33 210 01 72 4); смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 7 33 390 01 71 4); отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код ФККО 4 05 910 00 00 0); отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные (код ФКК04 38 100 00 00 0); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4). На территории производственной площадки установлена металлическая емкость для сбора отработанного масла.
Согласно представленным паспортам на ООО «ОГМ» образуются: отходы минеральных масел моторных (код 4 06 110 01 31 3), отходы минеральных масел трансмиссионных (код 4 06 150 01 31 3), отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены (код 4 06 120 01 31 3).
На территории производственной площадки при осмотре зафиксировано хранение следующих отходов: шины пневматические автомобильные отработанные (код 921 11001 50 4) навалом на открытой площадке и в Здании №1. Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код 4 61 010 01 20 5) (сбор осуществляется в специально оборудованном контейнере). В производственном Здании №1 установлено наличие следующих отходов: стружка черных металлов несортированная незагрязненная (код ФККО 3 61 212 03 22 5), лом и отходы черных металлов несортированные (год ФККО 4 61 010 00 00 0).
ООО «ОГМ» заключен Договор от 13.04.2018 г. № SS-13376/18 с ООО «Мантрак Восток» на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту техники фирмы CATERPILLARInc.,CniA. На основании п. 2.12. данного Договора запасные части и компоненты, демонтированные и замененные в процессе капитального ремонта должны быть возвращены Заказчику, т. е. ООО «ОГМ» на основании актов возврата или актов приема -передачи.
Таким образом, в результате ремонтных работ техники у ООО «ОГМ» образуются отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие (код ФККО 9 20 000 00 00 0). ООО «ОГМ» имеет доп.соглашение № 1 к Договору купли-продажи отработанных масел № 73-18 от 10.01.2018 г., заключенного с ООО «Сфера» об изменении реквизитов сторон. Копия Договора № 73-18 от 10.01.2018 г. не представлена.
Документы, подтверждающие сдачу отработанных масел ООО «ОГМ» не предоставлены.
По факту выявленных нарушений 19 мая 2022 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области Кирилловой Е.Н. было вынесено постановление № 158 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии п. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
На основании п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В нарушение п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» должностным лицом - директором ООО «ОГМ» Тулуповым Г.Л. не обеспечено ведение учёта отходов, возникающих в процессе деятельности.
Установленные нарушения явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела: решением о проведении проверки № 2 от 17 января 2022 года, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 апреля 2022 года, постановлением № 158 от 19 мая 2022 года о назначении административного наказания и иными материалами дела, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности директора ООО «ОГМ» Тулупова Г.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае вина директора ООО «ОГМ» Тулупова Г.Л. в совершении правонарушения заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, что влечет угрозу окружающей среде.
Доказательств, свидетельствующих о принятии директором ООО «ОГМ» Тулуповым Г.Л. всех возможных мер соблюдению требований экологического законодательства материалы дела не содержат.
Анализируя доводы жалобы Тулупова Г.Л. и представленные в обоснование жалобы договоры субаренды, суд приходит к выводу, что они не могут служить основанием для освобождения Тулупова Г.Л. от административной ответственности по следующим основаниям.
Из письма Тютюник А.А. (арендодатель) в Магнитогорскую природоохранную прокуратуру, инспектору Кирилловой Е.Н., следует, что лицом использующим земельный участок расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. 9 мая, д.17, 17а является ООО «ОГМ». Договор предоставления услуг водоснабжения и водоотведения, а также договор о передаче, транспортировании, утилизации, обработке, обезвреживании отходов отсутствуют, в соответствии с п. 3.5., 5.1.15 договора аренды, арендатор самостоятельно заключает данные договоры. Эксплуатация котельной, расположенной в здании осуществляется персоналом ООО «ОГМ». Ответственность за соблюдение правил газобезопасности, экологических и санитарных норм осуществляется ООО «ОГМ».
Кроме того согласно п. 5.1.20 арендатор обязан не сдавать объект в субаренду третьим лицам не предоставлять в безвозмездное пользование, доверительное управление, не отдавать арендные права в залоги и не вносить их в качестве вклада в уставный капитал без письменного разрешения арендодателя.
Таким образом, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор ООО «ОГМ» Тулупов Г.Л. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он является ответственным должностным лицом ООО «ОГМ», который допустил нарушения требований экологического законодательства при осуществлении обществом своей деятельности и данный факт достоверно установлен при рассмотрении дела.
Постановление вынесено после исследования всех материалов дела в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и является справедливым. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения. Учитывая, что наказание назначено в минимальном размере, оснований для его снижения не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судья апелляционной инстанции, также не усматривает оснований для применения в данном случае и положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует совокупности условий рассматриваемых в системном единстве с правом судьи на применение этого процессуального института.
Руководствуясь ст.ст. 30.7,30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области Кирилловой Е.Л. от 19 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «ОГМ» Тулупова Гарри Леонидовича к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ОГМ» Тулупова Г.Л. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья И.А. Корнилова