№ 2-1126/2023
64RS0047-01-2023-000770-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Сельчуковой А.А.,
с участием представителей истца по доверенностям Любочкина Д.Ю. и Васильева С.В.,
представителя ответчиков Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области и третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенностям Стаскевич И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Анжелы Леонидовны к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области, акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от <дата>, обязании возобновления договора об обязательном пенсионном страховании, возврата средств пенсионных накоплений, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Васильева А.Л. обратилась в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области, акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» (далее – АО НПФ «Эволюция») о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от <дата>, обязании возобновления договора об обязательном пенсионном страховании, возврата средств пенсионных накоплений, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В процессе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Окончательно сформулированные требования истца мотивированы тем, что до <дата> Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Саратова являлось ее страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. В 2020 г. она узнала о переводе ее средств пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в АО НПФ «Эволюция» (ранее АО НПФ «Согласие»). Однако с заявлением о переводе средств пенсионных накоплений к предыдущему страховщику она не обращалась, договоров с новым страховщиком она не заключала. В рамках расследования уголовного дела было установлено, что <дата> от ее имени в Отделение Пенсионного фонда РФ по городу Москве и Московской области поступило заявление №, которое было обработано Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан. На основании данного заявления от ее имени с АО НПФ «Эволюция» заключен договор от <дата> №, по которому ее пенсионные накопления в размере 130 050 рублей 62 копейки переведены в АО НПФ «Эволюция». Так как она не обращалась с заявлением, и соответствующий договор ею не заключался, то имеются основания для признания его недействительным и применения последствий в виде восстановления ее прав. На основании изложенного, просила: признать недействительным договор об обязательном пенсионом страховании от <дата> № заключенный между ней и АО НПФ «Согласие»; обязать АО НПФ «Эволюция» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации средства ее пенсионных накоплений в размере 130 050 рублей 62 копейки, взыскать проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений за период с <дата> по <дата> в размере 37 677 рублей 19 копеек и с <дата> по день исполнения решения суда, взыскать средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования ее средств пенсионных накоплений; обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации возобновить с ней договор обязательного страхования; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области вернуть на ее пенсионный счет удержанные средства инвестиционного дохода в размере 35 067 рублей 67 копеек, проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений за период с <дата> по <дата> в размере 10 159 рублей 56 копеек и с <дата> по день исполнения решения суда; взыскать с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и АО НПФ «Эволюция» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате судебной экспертизы в размере 17 640 рублей.
Представители истца по доверенностям Любочкин Д.Ю. и Васильев С.В. уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчиков Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области и третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенностям Стаскевич И.А. исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, и просила отказать в их удовлетворении.
Истец Васильева, представитель ответчика АО НПФ «Эволюция», представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства полагает возможным в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения представителей истца, представителя ответчиков и третьего лица, исследовав письменные материалы, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Указанные правила применяются к двусторонним (многосторонним) сделкам (договорам), если иное не установлено Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 420 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 154 ГК РФ предусмотрено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 2 ст. 36.4 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании.
Порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании установлен в ст. 36.4 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
В соответствии с п. 4 ст. 36.4 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» при заключении договора об обязательном пенсионном страховании в случае реализации застрахованным лицом права на отказ от формирования накопительной пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и права на выбор фонда для формирования накопительной пенсии должен соблюдаться следующий порядок: договор об обязательно пенсионном страховании заключается в простой письменной форме; заявление о переходе фонд направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Пенсионным фондом РФ вносятся соответствующие изменения в Единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, при условии, что фонд уведомил Пенсионный фонд РФ о вновь заключенном с застрахованным лицо договоре об обязательном пенсионном страховании в порядке, установленном Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами и заявление застрахованного лица о переходе в фонд, поданное в Пенсионный фонд РФ удовлетворено.
Согласно п. 2 ст. 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании прекращается, в том числе, в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
Таким образом, для разрешения требований о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие воли обоих сторон на заключение договора.
Наличие воли застрахованного лица на заключение договора и наступление последствий в виде перевода средств пенсионных накоплений в иной пенсионный фонд должно выражаться в подписании договора и направлении заявления о переходе из одного фонда в другой.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании заявления от <дата> № (л.д. 54), поданного от имени Васильевой А.Л. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области и договора об обязательном пенсионом страховании от <дата> № (л.д. 55-56), заключенного от имени Васильевой А.Л. с АО НПФ «Согласие», <дата> средства ее пенсионных накоплений в размере 130 050 рублей 62 копейки переведены в данный негосударственный пенсионный фонд (л.д. 46, 47-48, 57-59, 60).
Из ответа нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО1 (л.д. 51) и заключения судебной почерковедческой экспертизы ФБУ <данные изъяты> от <дата> № (л.д. 151) подписи на заявлении от <дата> № и договоре об обязательном пенсионом страховании от <дата> № выполнены не Васильевой А.Л., а другим лицом.
Таким образом, договор об обязательном пенсионом страховании от <дата> № является недействительной сделкой, и требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 36.6 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае, в частности, прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 36.5 указанного Федерального закона - предыдущему страховщику.
Согласно п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», при наступлении обстоятельства, указанного в абз. 7 п. 1 ст. 36.6, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном п. 2 ст. 36.6.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Исходя из установленных обстоятельств и принимая во внимание приведенные выше требования закона, суд считает необходимым обязать АО НПФ «Эволюция» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
- средства пенсионных накоплений Васильевой А.Л. в размере 130 050 рублей 62 копейки;
- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений Васильевой А.Л. в размере 130 050 рублей 62 копейки, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, за период с <дата> до дня возврата данных средств в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
- средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений Васильевой А.Л.
Иные последствия признания недействительным договора обязательного пенсионного страхования с негосударственным пенсионным фондом законом не предусмотрены, доказательств распоряжения пенсионными средствами истца Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области не предоставлено.
В связи с этим исковые требования Васильевой А.Л. о возобновлении договора обязательного страхования и обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области вернуть средства инвестиционного дохода и выплатить проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя и связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, а также другие признанные судом необходимые расходы.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В судебном заседании установлено, что Васильевой А.Л. понесены расходы по оплате судебной экспертизы в размере 17 640 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Данные расходы являются необходимыми, связанными с рассмотрением гражданского дела и подлежащими взысканию с ответчика АО НПФ «Эволюция».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>) к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (<данные изъяты>), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (<данные изъяты>), акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» (<данные изъяты>) о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от <дата>, обязании возобновления договора об обязательном пенсионном страховании, возврата средств пенсионных накоплений, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворить частично.
Признать недействительным договор об обязательном пенсионом страховании от <дата> № заключенный между Васильевой Анжелой Леонидовной (<данные изъяты>) и акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд Согласие».
Обязать акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» (<данные изъяты>) в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (<данные изъяты>):
- средства пенсионных накоплений Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>) в размере 130 050 рублей 62 копейки;
- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>) в размере 130 050 рублей 62 копейки, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, за период с <дата> до дня возврата данных средств в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
- средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>).
Отказать в удовлетворении иска Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>) к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (<данные изъяты>) и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (<данные изъяты>).
Взыскать с акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» (<данные изъяты>) в пользу Васильевой Анжелы Леонидовны (<данные изъяты>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате судебной экспертизы в размере 17 640 рублей, а всего 17 940 (семнадцать тысяч девятьсот сорок) рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 22 сентября 2023 г.