Дело №3а-574/21
УИД 52OS0000-01-2021-000535-15
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 18 августа 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца Ушилова Д.В. - Смирновой Н.А., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Обуховой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ушилова ФИО8 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,
УСТАНОВИЛ:
14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).
Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2018 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2018 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18, Перечень 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
Ушилов Д.В. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указал административный истец, объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Согласно заключенному договору аренды нежилого помещения, заключенного между Ушиловым Д.В. и ИП ФИО4, помещение №3, общей площадью 88,3 кв.м., использовалось под склад; помещение № 2 использовалось под деятельность «Санкт-петербурской школы телевидения». Кабинеты предназначались для преподавательской деятельности, размещения фото-видео аппаратуры, реквизитной, аппаратной и прочее. Срок действия договора аренды истек 30.09.2018.
01.10.2018 был заключен новый договор аренды № 01/10-18 между Ушиловым Д.В. и ООО «<данные изъяты>», в соответствии с которым нежилое помещение №3 использовалось под склад, помещение №2 использовалось под размещение типографии.
Считает, что оснований для включения спорных объектов недвижимости №2 и №3 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не имелось.
Таким образом, включение спорных нежилых помещений в Перечни объектов недвижимости, влечет увеличение налоговой базы на имущество физических лиц, чем существенно нарушает права и законные интересы Ушилова Д.В.
Административным ответчиком в суд представлен отзыв на административное исковое заявление Ушилова Д.В., в котором административный ответчик указывает, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018, 2019 и 2020 годы включены объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу на праве собственности, а именно:
- помещение №2 с кадастровым номером [номер] (пункт <данные изъяты> Перечня 2018; пункт <данные изъяты> Перечня 2019; пункт <данные изъяты> Перечня 2020), которое согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», общей площадью 231,7 кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома с кадастровым номером [номер];
- помещение №3 с кадастровым номером [номер] )пункт <данные изъяты> Перечня 2018; пункт <данные изъяты> Перечня 2019; пункт <данные изъяты> Перечня 20202), которое согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», назначение: «нежилое помещение», общей площадью 88,3 кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома с кадастровым номером [номер].
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060118:18, с видом разрешенного использования «под жилой дом», находящемся по адресу: [адрес].
В судебном заседании представитель административного истца Ушилова Д.В. - Смирнова Н.А., поддержала доводы административного искового заявления в полном объеме; прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Обухова К.В. полагала требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года №169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2).
Из материалов дела следует, что Ушилову Д.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «помещение», общей площадью 231,7 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], пом.П2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96495308 от 30.07.2021 (л.д.121-122);
- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «помещение», общей площадью 88,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], пом.П3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96766508 от 30.07.2021 (л.д.123-124).
Указанные объекты недвижимости включены в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2018, 2019 и 2020, соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Ушилов Д.В. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017, приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказы № 326-13-463/17 от 14.09.2017, № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое помещение (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое помещение (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
помещение (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
фактическим использованием помещения (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого помещения (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие помещения (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорные объекты недвижимого имущества следующие:
- с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «помещение», общей площадью 231,7 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96495308 от 30.07.2021 (л.д.121-122);
- с кадастровым номером [номер], назначение: «нежилое», наименование: «помещение», общей площадью 88,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96766508 от 30.07.2021 (л.д.123-124).
Указанные помещения расположены в жилом здании с кадастровым номером [номер], назначение: «жилое», наименование: «жилой дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96495308 от 30.07.2021 (л.д.127-150).
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «под жилой дом» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96270189 от 29.07.2021 (л.д.125-126), что не предполагает размещение на нем объектов торговли, административно-делового центра, а также для офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту (копия) на жилой дом и земельный участок по адресу: [адрес] из экспликации к поэтажному плану жилого дома следует, что:
- помещение П2, общей площадью 46,8 кв.м., состоит из следующих подпомещений: холла, бильярдной, комнаты отдыха (л.д.110);
- помещение [номер], общей площадью 231,7 кв.м., состоит из следующих подпомещений: тамбур, коридор, кабинет (8), санузел (3), служебное помещение (2), прихожая, веранда (2) (л.д.114).
Указанные нежилые помещения расположены в жилом здании с кадастровым номером [номер], назначение и наименование здания – «жилой дом», которое находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «под жилой дом» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-96270189 от 29.07.2021 (л.д.125-126), что не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.
Согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области №37-15372/21 от 03.08.2021, сведения об изменении назначений и наименований объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенных по адресу: [адрес], а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер], в истребуемый период в ЕГРН отсутствуют (л.д.119-120).
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что из Договора аренды нежилого помещения №4 от 23.10.2017, заключенного между ИП Ушиловым Д.В. и ИП ФИО4, сроком - до 30.09.2018 (п.5.1 Договора - л.д.38), следует, что Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение № 2, общей площадью 231,7 кв.м. и нежилое помещение № 3, общей площадью 88,3 кв.м. (пункт 1.1 Договора аренды) (л.д.34).
Помещение № 2 предоставляется Арендатору для использования под место проведения тренингов и семинаров, размещения аудио-видеооборудования, кабинетов видео-звукозаписи, кабинетов преподавателей, серверной, лаборатории, реквизитной, аппаратной и т.д. Характеристики каждого кабинета с указанием его площади, местоположения, указаны в Приложении №1.
Помещение №3 предоставляется Арендатору для использования под склад (пункт 1.2 Договора аренды) (л.д.34).
Из Договора №01/10-18 от 01.10.2018, заключенного между ИП Ушиловым Д.В. и ООО «<данные изъяты>» следует, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование нежилое помещение № 2, общей площадью 231,7 кв.м. и нежилое помещение № 3, общей площадью 88,3 кв.м. (пункт 1.1 Договора аренды) (л.д.58).
Помещение № 2 предоставляется Арендатору для использования под производственную деятельность, связанную с изготовлением рекламных материалов, табличек, печати и размножением полиграфической продукции (пункт 1.6 Договора).
Помещение № 3 предоставляется арендатору для использования под склад хранения рекламных материалов, табличек, книг, журналов и иной полиграфической продукции (пункт 1.4 Договора) (л.д.58).
Тот факт, что указанные договоры аренды спорных помещений являются реальными, подтверждается платежными поручениями по оплате арендной платы (л.д.71-91).
Отражение на экспликации к спорным помещениям подпомещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис".
В приложении к договору аренды помещения П2 указано на наличие двух помещений, используемых под офис (№4,5), общей площадью 40,7 кв.м., что составляет менее 20% от площади помещения П2 - 231,7 кв.м.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности принятия приказов №326-13-463/17 от 14.09.2017, № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.
Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорных помещений в перечни не проверялось.
Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объекта недвижимости уполномоченным на то органом, составлялся акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенных по адресу: [адрес], в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2020 годы, не имелось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества - нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенные по адресу: [адрес], соответственно, исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится помещение, - не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы № 326-13-463/17 от 14 сентября 2017 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», № 326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в Перечни 2018, 2019, 2020 пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]», соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление Ушилова Д.В. подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в 2018, 2019 гг., является таковым и в 2020 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Следовательно, пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2018 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017; пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018; пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Ушилова ФИО9 удовлетворить.
Признать недействующими пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14 сентября 2017 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», со дня принятия.
Признать недействующими пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», со дня принятия.
Признать недействующими <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято 26 августа 2021 года.
Судья областного суда Н.Е.Дуцева