Решение по делу № 33-12811/2017 от 15.09.2017

Судья: Чертыковцева Л.М. гр. дело № 33-12811/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2017 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.,

судей Черкуновой Л.В., Улановой Е.С.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 28 июля 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ковригиной М.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Ковригиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель-Черкасского района, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающее санитарным и техническим требованиям».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Ковригина М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд обязать ответчика предоставить Ковригиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства, общей площадью в пределах социальной номы предоставления жилья, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела по доводам жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции Ковригина М.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались.

Исходя из положений ст. ст. 48, 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 указанной статьи Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от 29.02.2012 г.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 20.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 20.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в ред. от 29.12.2012) предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

В соответствии со п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Из материалов дела следует, что Горбунова М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с лишением одинокой матери - ФИО1 родительских прав решением <данные изъяты> и смертью ДД.ММ.ГГГГ. опекуна ФИО2

Согласно Постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании приемной семьи», несовершеннолетняя Горбунова М.В. передана в приемную семью <данные изъяты>

Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетняя Горбунова М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поставлена на регистрационный учет для получения жилья в ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. , Горбунова М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно свидетельству о заключении брака Горбунова М.В. заключила брак с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., и после брака ей присвоена фамилия Ковригина.

До настоящего времени жилое помещение Ковригиной М.В. органами местного самоуправления не представлено. Доказательств того, что Ковригина М.В., будучи ребенком, оставшимся без попечения родителей, обеспечена жилым помещением либо воспользовалась правом на получение социальной выплаты до внесения изменений в соответствующий закон, является нанимателем жилого помещения, материалы дела не содержат.

Из материалов дела усматривается, что истец зарегистрирована по месту пребывания, <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ

Право собственности на жилое помещение за Ковригиной М.В. на территории Самарской области не зарегистрировано, что подтверждается данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Кинель-Черкасского филиала ГУП СО ЦТИ.

Как указывает ответчик, специализированный жилищный фонд у администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области отсутствует, жилыми помещениями лица данной категории обеспечиваются по мере поступления денежных средств и согласно списка, формирующегося в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список.

Вместе с тем, приняв Ковригину М.В. на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , администрация муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, тем самым подтвердила право истца на меры социальной поддержки, предоставляемые данной категории граждан. При этом отсутствие специализированного жилищного фонда или денежных средств у муниципального образования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, меры, предпринятые государством в связи с обеспечением данной категории граждан жилыми помещениями, должны восприниматься как меры, направленные на их защиту.

Поскольку Ковригина М.В. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением, суд пришел к выводу, что Ковригина М.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Ковригиной М.В. о необходимости возложения на администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обязанности предоставить ей по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Ковригиной М.В. жилого помещения, а также, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.

В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении Ковригиной М.В. 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению её специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.

Право на предоставление жилого помещения Ковригиной М.В. до настоящего времени не реализовано, в связи с чем она обратилась за защитой прав лица в судебном порядке.

Кроме того, заявителем жалобы не учтено то обстоятельство, что оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право Ковригиной М.В. на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.

Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения истцу вне очереди будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении им жилого помещения и которые подлежат первоочередному исполнению, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Доводы жалобы относительно того, что приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет произведено после выделения средств в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

При этом указанная категория лиц имеет право на незамедлительное получение специализированного жилого помещения.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 28 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-12811/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ковригина М.В.
Ответчики
Администрация Кинель-Черкасского района
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
03.10.2017Судебное заседание
11.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее