№ 12-615/2024 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
13 сентября 2024 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горохова А. В. на постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. №09-16/413 от 17 мая 2024 года о назначении административного наказания,
установил:
постановлением и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. №09-16/413 от 17 мая 2024 года <данные изъяты> Горохов А.В. как должностное лицо привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Горохов А.В. подал жалобу об его отмене и прекращении производства по делу.
Горохов А.В., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, защитника в суд не направил, об отложении разбирательства не ходатайствовал.
В судебном заседании прокурор против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда). Согласно пункту 4.6.1.1 указанных Правил при техническом обслуживании крыш организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, <данные изъяты> которого является Горохов А.В., осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>, в <адрес>.
Прокуратурой г. Новодвинска Архангельской области проведена проверка по обращению ПЕЕ о ненадлежащем содержании управляющей компанией общего имущества собственников указанного многоквартирного дома в связи с чем периодически происходит залив ее квартиры.
В ходе осмотра <адрес> установлено наличие следов протечек и плесени на потолке и стенах указанной квартиры.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении <данные изъяты> Горохова А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и в дальнейшем привлечении его к административной ответственности по указанной норме.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы о наличии выявленного нарушения полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ: в нем указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем постановление, и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В жалобе Горохов А.В. указывает, что <данные изъяты> должностным лицом, в обязанности которого входит обеспечение надлежащего содержания жилищного фонда, является начальник РЭУ.
В соответствии с пунктом 2.1 Должностной инструкции начальника ремонтно-эксплуатационного участка (РЭУ), утвержденной <данные изъяты> 01 июня 2022 года, в обязанности начальника РЭУ входит обеспечение содержания жилищного фонда, бесперебойной работы устройств и оборудования жилых домов в технически исправном состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Указанное, по мнению автора жалобы, свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
С подобной позицией лица, привлекаемого к административной ответственности, согласиться нельзя.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Горохов А.В. является <данные изъяты> и в силу своего должностного положения обязан надлежащим образом осуществлять свои полномочия и обеспечивать соблюдение требований лицензионного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, чего им сделано не было. При этом Горохов А.В. вправе самостоятельно избирать способ исполнения своих должностных обязанностей, каких-либо ограничений в этой части закон не содержит. Данных о том, что неисполнение им своих обязанностей вызвано обстоятельствами непреодолимой силы или произошло по вине собственников жилых помещений, судье не представлено.
Тот факт, что обязанность по обеспечению содержания жилищного фонда возложена на начальника ремонтно-эксплуатационного участка, о незаконности обжалуемого постановления не свидетельствует, поскольку не снимает с Горохова А.В., <данные изъяты> обязанности соблюдать лицензионные требования при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Довод жалобы о том, что управляющая организация не может нести ответственность за протечки и плесень, обнаруженные внутри <адрес>, так как это имущество не относится к общему имуществу многоквартирного дома, является несостоятельным.
Действительно, в ходе работы по обращению ПЕЕ протечки и плесень обнаружены в помещениях, не относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Вместе с тем согласно заочному решению Новодвинского городского суда Архангельской области от 25 апреля 2023 года, вынесенному по иску ПЕЕ к <данные изъяты> протекание влаги в <данные изъяты> вызвано ненадлежащим исполнением управляющей организацией своих обязательств по содержанию общего имущества дома, в связи с чем исковое заявление ПЕЕ о взыскании материального ущерба удовлетворено.
Указанное решение вступило в законную силу.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание обоснованно назначено Горохову А.В. с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, соответствует принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При его назначении должностным лицом учтены характер совершенного Гороховым А.В. административного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при отсутствии смягчающих обстоятельств.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих изменение постановления по доводам жалобы, не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ
решил:
постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. №09-16/413 от 17 мая 2024 года о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу Горохова А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Беляева