№ 77-2056/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кучинской Е.В.,
судей Горенко В.А., Резниченко Е.В.,
при секретаре Понадченко М.А.,
с участием прокурора Науменковой М.С.,
осуждённого Лихова Г.А. посредством видеоконференц-связи,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Лихова Г.А. на приговор Михайловского районного суда Приморского края от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2021 года.
Приговором Михайловского районного суда Приморского края от 21 октября 2020 года
Лихов Г.А., <данные изъяты>, ранее судимый:
1) 3 августа 2012 года Уссурийским районным судом Приморского края по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 2 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; 4 марта 2015 года освобождён по отбытию наказания;
2) 7 августа 2015 года мировым судьей судебного участка № 81 Октябрьского судебного района Приморского края по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год;
3) 27 октября 2015 года мировым судьей судебного участка № 81 Октябрьского судебного района Приморского края по ч. 1 ст. 115 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ, с удержанием из заработка 5 % в доход государства, приговор от 7 августа 2015 года постановлено исполнять самостоятельно; постановлением того же мирового судьи от 4 марта 2016 года, в связи со злостным уклонением от отбывания наказания, неотбытый срок исправительных работ заменен на 2 месяца лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
4) 16 марта 2016 года Октябрьским районным судом Приморского края по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, ч. 4 ст. 74 УК РФ, ст. 70 УК РФ к 11 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
5) 29 марта 2016 года Уссурийским районным судом Приморского края по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
6) 6 мая 2016 года мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района Приморского края по ч. 1 ст. 119 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 4 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; 31 декабря 2019 года освобождён по отбытию наказания;
осуждённый:
- 23 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 80 Октябрьского судебного района Приморского края по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима,
осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 8 годам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района Приморского края от 23 сентября 2020 года окончательно назначено 8 лет 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу. Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок лишения свободы времени содержания Лихова Г.А. под стражей с 30 апреля 2020 года до вступления приговора суда в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
Приговором разрешён вопрос о вещественных доказательствах.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2021 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Кучинской Е.В., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание принятых по делу судебных решений и доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав выступления осуждённого Лихова Г.А., поддержавшего кассационную жалобу, выступление прокурора Науменковой М.С., полагавшей необходимым оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Лихов Г.А. осуждён за разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступление совершено 26 апреля 2020 года в Михайловском районе Приморского края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнениях осуждённый Лихов Г.А. просит приговор и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что уголовное дело сфальсифицировано следователем Баженовым, доказательства его виновности в материалах дела отсутствуют, а приговор основан на предположениях потерпевшего, который его оговорил. Показания свидетелей и потерпевшего содержат множество противоречий, при этом свидетели не являлись очевидцами происшествия, не смогли указать источник своей осведомленности и сообщили суду сведения, ставшие им известными только со слов потерпевшего и сотрудников правоохранительных органов. Указывает на неполноту предварительного и судебного следствия, так как следователь не изъял из автомобиля видеорегистратор, на котором зафиксирован ход событий, а суд необоснованно отклонил ходатайство защиты об истребовании этого доказательства.
В письменных возражениях прокурор Михайловского района ФИО6 просил оставить кассационную жалобу осуждённого без удовлетворения, а приговор и апелляционное определение – без изменения.
Рассмотрев уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Лихова Г.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона, в том числе по приведённым в жалобе осуждённого Лихова Г.А. доводам, не установлено.
Постановленный по делу приговор соответствует требованиям ст.ст. 303, 304, 307 – 309 УПК РФ, в нём указаны обстоятельства преступных деяний, установленные судом, имеются сведения о месте, времени и способе их совершения, форме вины, целях и иных данных, позволяющих судить о событии преступления.
Обоснованность выводов суда в указанной части сомнений не вызывает.
К выводу о виновности Лихова Г.А. в содеянном суд пришёл с учётом всей совокупности признанных допустимыми и достоверными доказательств.
Так, суд обоснованно признал в качестве доказательств вины осуждённого по ч. 2 ст. 162 УК РФ показания потерпевшего ФИО7, свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, поскольку данные показания последовательны, согласуются между собой и частично сходятся с показаниями самого осуждённого Лихова Г.А., подтвердившего и в ходе предварительного, и в ходе судебного следствия, что он действительно требовал от потерпевшего 2 500 рублей под угрозой применения насилия.
Вопреки доводам кассационной жалобы осуждённого Лихова Г.А., суд дал надлежащую оценку показаниям потерпевшего ФИО7, а возникшие противоречия и неточности устранил путем оглашения его показаний, данных на предварительном следствии и полностью подтвержденных им в судебном заседании. При этом осуждённому Лихову Г.А. была предоставлена возможность задать вопросы потерпевшему ФИО7 и в ходе очной ставки на стадии следствия, и в ходе допроса потерпевшего в судебном заседании.
Каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о намеренном оговоре Лихова Г.А. со стороны потерпевшего ФИО7 или свидетелей, не имеется.
С учётом этого обстоятельства и отсутствия противоречий в приведённых в приговоре доказательствах, суд сделал правильный вывод о фактических обстоятельствах совершённого Лиховым Г.А. преступления.
Вывод суда о доказанности вины осуждённого по ч. 2 ст. 162 УК РФ, в том числе в части квалифицирующего признака «с применением предмета, используемого в качестве оружия» – соответствует материалам дела и подтверждён приведёнными в приговоре доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.ст. 17, 88 УПК РФ. Суд оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – их достаточности для вывода о виновности осуждённого Лихова Г.А.
Доводы Лихова Г.А. о том, что он не угрожал потерпевшему применением опасного для жизни или здоровья насилия и не использовал при совершении преступления что-либо в качестве оружия – являлись предметом судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанции и были опровергнуты с приведением мотивов принятого решения. Оснований не согласиться с этими выводами суда не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы осуждённого, оснований считать, что в ходе предварительного следствия материалы уголовного дела были сфальсифицированы, не имеется. Согласно материалам дела, в ходе следствия выяснялся вопрос о наличии видеозаписи с видеорегистратора из автомобиля такси под управлением потерпевшего, однако было установлено, что в момент совершения преступления видеорегистратор не работал, что отражено, в том числе, в исследованном судом первой инстанции протоколе осмотра места происшествия.
Юридическая оценка действий Лихова Г.А. по ч. 2 ст. 162 УК РФ является правильной. Выводы суда в этой части надлежаще мотивированы и аргументированы.
Наказание Лихову Г.А. назначено с учётом требований ст.ст. 6, 60 УК РФ, является справедливым, соразмерным содеянному и назначено с учётом всех обстоятельств дела, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Выводы суда об отсутствии оснований для освобождения Лихова Г.А. от уголовной ответственности и от наказания, о невозможности назначения более мягкого вида наказания или назначения его условно, а также об отсутствии оснований для изменения категории преступлений на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, надлежащим образом мотивированы в приговоре. Исключительных обстоятельств согласно ст. 64 УК РФ для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, судом также не установлено.
Вид исправительного учреждения, где Лихову Г.А. надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы, определён судом правильно, с учётом положений п. «г» ч. 2 ст. 58 УК РФ.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд согласно ст. 389.9 УПК РФ проверил законность, обоснованность и справедливость приговора, дал надлежащую подробную оценку всем доводам, изложенным в апелляционных жалобах осуждённого Лихова Г.А. и адвоката ФИО12, и оставил их без удовлетворения. Мотивы принятого решения изложены в апелляционном определении в соответствии с требованиями ст. 389.28 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.13 – 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Михайловского районного суда Приморского края от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2021 года в отношении Лихова Г.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Лихова Г.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кучинская
Судьи В.А. Горенко
Е.В. Резниченко