Дело № 2-1158/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 15 октября 2018 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием адвоката Мосалевой О.Н.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусковой Татьяны Ивановны к открытому акционерному обществу «Шатурская управляющая компания» о взыскании суммы переплаты за коммунальные услуги, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа,
установил:
Трускова Т.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Шатурская управляющая компания» о взыскании суммы переплаты за коммунальные услуги, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, указав, что является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 59,5 кв.м.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания».
В настоящее время ей стало известно, что ответчиком производился расчет ежемесячной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению и водоотведению по завышенным тарифам. Причиной завышения тарифов послужило применение управляющей компанией неправомерно установленных Советом депутатов Шатурского муниципального района Московской области тарифов на услуги ЖКХ.
В результате применения этих тарифов сумма переплаты за период с 30.07.2015 по 30.06.2018 составила 39004 руб.
В адрес ответчика была направлена письменная претензия с требованием о возврате суммы переплаты, которая оставлена им без удовлетворения.
С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит взыскать с ответчика сумму переплаты за период с 30.07.2015 по 30.06.2018 в размере 39004 руб., неустойку в размере 24560 руб. на день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 34551 руб., а также судебные расходы по составлению искового заявления в сумме 3000 руб.
Определением суда от 02.10.2018, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Трусков А.И.
Истец Трускова Т.И. в судебное заседание не явилась, ее представитель - адвокат Мосалева О.Н. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что ею представлен расчет по отоплению за период с 01.06.2015 по 30.05.2018, за горячее водоснабжение за период с 01.06.2015 по 30.04.2017, за водоотведение за период с 01.06.2015 по 30.04.2017, исходя из продолжительности отопительного периода 7 месяцев и в соответствии с тарифами, установленными Комитетом по ценам и тарифам Московской области, перерасчет за которые необходимо взыскать с ответчика.
Представитель ответчика ОАО «Шатурская управляющая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном ходатайстве просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования не признал, в случае удовлетворении иска просил применить к размеру неустойки положения ст. 333 ГК РФ.
Третье лицо Трусков А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1 и 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что Трускова Т.И. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. В жилом помещении зарегистрировано два человека.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1 и 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания».
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Согласно пункту 12.2 Положения «О Комитете по ценам и тарифам Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46 Комитет осуществляет установление цен (тарифов) на товары и услуги в сфере услуг коммунального комплекса.
В соответствии с приведенными нормами законодательства Комитетом по ценам и тарифам Московской области были установлены тарифы:
- в отношении коммунальной услуги «отопление»:
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2014 №150-р «Об установление тарифов в сфере теплоснабжения»;
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 №166-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы»;
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 28.07.2016 №107-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и внесении изменений в Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 №166-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 год»;
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.06.2017 № 100-Р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»;
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 №306-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы»;
- в отношении коммунальной услуги «горячее водоснабжение»:
Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области на 2015 год - №149-р от 19.12.2014, на 2016 года - 164-р от 18.12.2015, на 2017 год - № 207-р от 19.12.2016;
- в отношении коммунальной услуги "водоотведение":
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 №148-р «Об установление тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2015 год»;
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 №161-р «Об установление тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2016-2018 годы».
В нарушение установленных правил расчета платы за коммунальные услуги ответчиком ОАО «Шатурская управляющая компания» для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение до 01.07.2017 и платы за водоотведение в период до 01.01.2016 использовались тарифы, установленные Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № 18/4 от 17.12.2014, № 13/8 от 08.04.2015, № 11/18 от 30.12.2015, № 3/24 от 29.06.2016, № 21/28 от 30.11.2016, № 8/32 от 01.03.2017 «Об утверждении размера платы за коммунальные услуги», которые были отменены Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области № 96-р от 04.08.2015, № 44-р от 18.04.2016, № 177/3-р от 16.11.2017, № 7/32-р от 17.11.2016, № 7/32 от 01.03.2017, № 126-р от 11.07.2017.
Незаконность применения тарифов, установленных Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района в 2015, 2016, 2017 годы представителем ответчика признается.
В указанные выше периоды на основании Распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области действовали следующие тарифы:
одноставочный тариф на тепловую энергию для населения (за услугу «теплоснабжение» (отопление):
на 2015 год: с 01.01.2015 - 1223 руб./Гкал; с 01.07.2015 - 1379,89 руб./Гкал.;
на 2016 год: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1379,89 руб./Гкал; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1433,96 руб./Гкал.;
на 2017 год: с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1433,96 руб./Гкал; с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2178,52 руб./Гкал;
на 2018 год с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 2178,52 руб./Гкал;
на горячее водоснабжение:
на 2015 год: с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 88,83 руб./м3.;
на 2016 год: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 88,83 руб./м3; с 01.07.2016 по 31.12.2016- 92,34 руб./м3;
на 2017 год: с 01.01.2017 по 30.06.2017- 92,34 руб./м3;
на водоотведение с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 31,45 руб./куб.м., с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 35,37 руб./ м3, с 01.07.2016 по 30.06.2017 - 38,48 руб./м3.
В период с 01.07.2017 по услугам отопление и горячее водоснабжение и в период с 01.01.2016 по услуги водоотведение управляющей компанией применялись тарифы, установленные Мособлкомцен.
Поскольку тарифы, установленные отмененными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района, применяемые при определении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период с 01.07.2015 по 30.06.2017, а по водоотведению в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 превышают тарифы, установленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области, за те же услуги, суд полагает установленным факт осуществления истцом переплаты за соответствующие услуги в указанные выше периоды.
Суд полагает обоснованными доводы ответчика о пропуске истцом установленного ст. 196 ГК РФ общего 3-летнего срока исковой давности относительно требования о перерасчете платы за коммунальные услуги за период, превышающий соответствующие три года, специальные нормы о сроках исковой давности иной продолжительности законодательством относительно спорных правоотношений не установлены.
Из материалов дела следует, что Трускова Т.И. обратилась в управляющую компанию с претензией о производстве перерасчета платы за отопление, горячее водоснабжения, водоотведение, исходя из обоснованных тарифов 19.06.2018 (л.д. 11).
Исковое заявление подано в Шатурский городской суд 16.07.2018, т.е. правомерным будет требование о перерасчете платы за ЖКУ за период с 01.07.2015 по 30.06.2017, учитывая установленный расчетный период по оплате за ЖКУ 1 месяц.
Факт начисления и оплаты истцом за предоставленные услуги теплоснабжения по тарифам и ценам, установленным решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района в период с января 2015 г. по июнь 2017 г., подтверждаются расширенными выписками, и не оспаривается ответчиком.
Нарушение методики применения тарифов по теплоснабжению и применение ответчиком неверных тарифов повлекло взыскание с истца сумм завышенных оплат в период с 01.07.2015 по 30.06.2017.
За указанный период в соответствии с данными платежных документов, выдаваемых ответчиком, по тарифам, установленным отмененными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района, истцом произведена оплата услуг по отоплению в размере 49965,72 руб., по горячему водоснабжению в размере 20829,36 руб., за водоотведение за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 3057,42 руб.
За тот же период по тарифам, установленным Комитетом по ценам и тарифам Московской области, оплата услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) должна была производиться исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0170 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения в месяц (решение Совета депутатов Шатурского муниципального района МО от 29.10.2008 № 9/33 (ред. от 25.11.2009) «О нормативах потребления коммунальных услуг населением Шатурского муниципального района».
Оценивая, представленный ответчиком расчет, суд с ним соглашается, поскольку он содержит конкретный временной период, площадь жилого помещения, тарифы, установленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области, по оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС), сомневаться в его правильности оснований не имеется, представленный ответчиком расчет, истцом не опровергнут и не оспорен.
Таким образом, переплата по оплате за коммунальные услуги отопление, горячее водоснабжение) составила 22969,48 руб. (15807,96+7161,50), водоотведение в размере 303,91 руб. (3057,42 – 2753,51), на общую сумму 23273,39 руб.
При расчете сумм, подлежащих уплате в счет коммунальной услуги по отоплению суд обращает внимание на необоснованное использование истцом в формуле 2(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 7/12, где 7 - это фактическое количество месяцев отопительного периода.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в период до 01.07.2016 расчет платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определялся в порядке, установленном п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно, по установленной формуле, как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. без коэффициента.
В последующем пунктами 2, 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Решение о переходе платы за отопление в отопительный период на территории муниципального образования (в спорный период - городское поселение Шатура Московской области) в соответствии с Правилами № 354 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принималось.
Многоквартирный дом, где расположена квартира истца, не оборудован коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (по услуге отопление).
В связи с этим расчет платы за отопление производится исходя из нормативов потребления.
Согласно п. 2.3. Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 № 162-РВ до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.
Действующий на территории Шатурского муниципального района Московской области (в настоящее время городского округа Шатура) норматив утвержден Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района от 29.10.2008 № 9/33 «О нормативах потребления коммунальных услуг населением Шатурского муниципального района», исходя из установленной нормативной продолжительности отопительного периода равной 12 месяцев, с круглогодичной оплатой услуги.
Согласно п. 2(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1), исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В связи с этим, при расчете платы за отопление в формуле 2(1) должен применяться коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, к количеству месяцев в календарном году, а именно - в размере 12/12 (или 1), при установленной (не фактической) продолжительности отопительного периода в применяемом нормативе - 12 месяцев.
Для периода расчета переплаты услуг по отоплению с 01.07.2017 по 30.05.2018 ссылка истца на распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 июня 2017 года № 100-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения» является несостоятельной, поскольку указанное распоряжение решением Московского областного суда от 26.04.2018 по делу № 3а-101/2018 признано недействующим с момента принятия в части пункта 4 установившего тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Шатурское ПТО ГХ» на территории городского округа Шатура Московской области.
Распоряжением Мособлкомцен от 19.12.2017 № 306-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» установлен тариф в сфере теплоснабжения на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 2178,52 руб./Гкал.
С учетом изложенного, переплаты истцом за коммунальную услугу отопление при применении управляющей компанией с 01.07.2017 тарифов, установленных Мособлкомцен, за период с 01.07.2017 по 30.06.2018 не имеется, требования истца в соответствующей части являются необоснованными.
Согласно квитанции, предоставленной ответчиком для оплаты истцом коммунальных услуг за июль 2018 г., ответчиком по требованию Трусковой Т.И. во внесудебном порядке произведен перерасчет платы в части отопления и горячего водоснабжения за спорный период времени в размере 22969,48 руб.
По смыслу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п. 61) излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Таким образом, требование истца о взыскании суммы переплаты подлежит частичному удовлетворению в части взыскания суммы переплаты за водоотведение в размере 303,12 руб.
Разрешая заявленные требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный договором, и несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного сроков выполнения работ.
Обращение истца к ответчику с требованием о возврате излишне начисленных и уплаченных сумм коммунальных платежей имело место 19.06.2018.
Данное требование, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также положений Закона «О защите прав потребителей» подлежало удовлетворению управляющей компанией в десятидневный срок со дня его предъявления, т.е. не позднее 30.06.2018.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки по правилам пункта 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» за период с 30.06.2018 по 15.10.2018 в размере 24560 руб.
Ответчик не исполнил свою обязанность по пересчету платежей за коммунальные услуги на основании требования потребителя в претензии от 19.06.2018, перерасчет им произведен по состоянию на 01.08.2018.
Применяя положения ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», размер неустойки за период с 30.06.2018 по 01.08.2018 составит 23040,66 руб. (22273,39 руб. х 3 % х 33 дня).
Конституционный Суд РФ в Определении от 21.12.2000 № 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По существу, суду необходимо установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
В связи с этим суд полагает необходимым уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ с учетом соответствующего заявления ответчика до 10000 руб.
В силу ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав истца, являющимся потребителем услуг, оказываемых ответчиком, выразившийся в взимании платы за оказанные услуги в большем размере, а также отказе в добровольном порядке произвести возврат излишне оплаченных услуг, в соответствии с положениями статьи 15 Закона о защите прав потребителей Трускова Т.И. имеет право на взыскание компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины причинителя вреда, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, требования разумности и справедливости, в связи с чем, считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Шатурская управляющая компания» компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 основанием для взыскания установленного данной нормой штрафа является несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, удовлетворенных судом.
В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 указано, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 ст. 13 Закона).
Сумма штрафа, согласно положениям Закона «О защите прав потребителей», исчисляется из всех присужденных потребителю сумм, включая неустойку, компенсацию морального вреда.
Исходя из суммы, присужденной судом в пользу потребителя, размер штрафа составит 6151,96 руб. ((303,91 руб. – излишне уплаченная сумма + 10000 руб. - неустойка + 2000 руб. - компенсация морального вреда) х 50 %), который подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. ст. 88, 94 ГПК РФ расходы стороны на оплату госпошлины, а также другие признанные судом необходимыми расходы относятся к судебным расходам.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, расходы за составление искового заявления подлежат возмещению ответчиком пропорционально удовлетворенной части требований в размере 1500 руб.
В силу ст. 103 ГПК РФ, положений Закона «О защите прав потребителей», государственная пошлина, согласно удовлетворенным судом требований имущественного (658,23 руб.) и неимущественного характера (300 руб.), составляет 958,23 руб. и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа Шатура Московской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Трусковой Татьяны Ивановны удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Шатурская управляющая компания» в пользу Трусковой Татьяны Ивановны переплату за коммунальные услуги по водоотведению с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 303 (триста три) руб. 91 коп., неустойку в размере 10000 (десять тысяч) руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей, штраф в размере 6151 (шесть тысяч сто пятьдесят один) руб. 96 коп., судебные расходы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
В удовлетворении требований о взыскании переплаты по коммунальным услугам за отопление с 01.07.2017 по 30.05.2018, переплаты за горячее водоснабжение, за водоотведение за период с 01.01.2016 по 30.05.2018, о взыскании неустойки и компенсации морального вреда в размере, превышающем взысканный, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Шатурская управляющая компания» в доход бюджета городского округа Шатура Московской области государственную пошлину в размере 958 (девятьсот пятьдесят восемь) руб. 23 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение составлено 22.10.2018 Судья Н.А. Грошева