Дело № 2-1119/2024
УИД 24RS0035-01-2023-004479-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 14 мая 2024 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шибановой Р.В.,
при секретаре Давыденко Ю.С.,
с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Бардовской В.Л.,
представителя ответчика в лице главы Администрации Знаменского сельсовета Воронцова Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Знаменского сельсовета о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Знаменского сельсовета о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при приемке образовательных организаций Минусинского района Красноярского края к новому 2023/2024 учебному году, выявлены нарушения в деятельности Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края. В ходе проведения выездной комиссией приемки образовательных учреждений, государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД Росси «Минусинский» проведено обследование улично-дорожной сети примыкающей к детским учреждениям в селе Верхняя Коя Минусинского района Красноярского края, по итогам которой выявлены следующие нарушения: МКОУ Верхнекойская ООШ №17, <адрес> в нарушение п.4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки). Участок автомобильной дороги по <адрес> общего пользования местного значения, в том числе в районе №, является муниципальной собственностью Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края. Отсутствие тротуаров также является нарушением СНИПа 2.07.01.-89 «Градостроительство». Неисполнение МО Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края обязанностей по организации ремонта и содержанию дорог в соответствии с установленным стандартами нарушены права неопределённого круга лиц, а именно участников дорожного движения в части безопасности дорожного движения. На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию Знаменского сельсовета Минусинского района обеспечить обустройство тротуаров вдоль МКОУ Верхнекойская ООШ № 17 <адрес> в районе образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Бардовская В.Л. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в лице главы Администрации Знаменского сельсовета Воронцов Б.В. пояснил, что заказали смету на тротуар, собственных средств для обустройства пешеходных тротуаров не имеется, планируют подавать заявку на выделение субсидии, принять участие в конкурсе, который будет осенью 2024 года, просил предоставить срок для устранения нарушений до июня 2025 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ОГИБДД МО МВД России «Минусинский» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 3,5 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу ч.4 ст.6 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.7 ч.1 п.15 Устава Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края к вопросам местного значения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из п.п. 6,12 ч.1 ст.3, ст.17, 34 Федерального закона N 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 25.09.2023г. по 23.10.2023г., на основании решения о проведении проверки №№ от 25.09.2023г., Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при приемке образовательных организаций Минусинского района Красноярского края к новому 2023/2024 учебному году.
В ходе проведения выездной комиссией приемки образовательных учреждений, проведено обследование улично-дорожной сети, примыкающей к детским учреждениям в <адрес> установлено, что в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» в МКОУ Верхнекойская ООШ №17 в <адрес> отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки).
20.10.2023 года по поручению прокуратуры инспектором дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Минусинский» составлен протокол инструментального (визуального) обследования, согласно которому при проезде на служебном автомобиле по участкам автомобильных дорог местного значения Знаменского сельсовета установлено, что ранее выявленные нарушения улично-дорожной сети МКОУ Верхнекойская ООШ №17 <адрес> в районе образовательного учреждения, до настоящего времени не устранены.
27.10.2023 года Минусинской межрайонной прокуратурой в адрес главы МО Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края направлено представление об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с п. 4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утверждены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, установлено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиям нормативных документов на планировку застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движений пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Требование предписаний до настоящего времени не устранено, что сторонами не опровергнуто, доказательств обратного (исполнения предписаний и отсутствие нарушений) суду со стороны ответчика на момент рассмотрения дела по существу, не представлено.
Учитывая, что выявленные нарушения не устранены на момент рассмотрения дела в суде, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела стороной ответчика, допущенное бездействие администрации Знаменского сельсовета Минусинского района Красноярского края не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, иных лиц, находящихся в <адрес>, в связи с чем, суд полагает исковые требования Минусинского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон. Как следует из разъяснений содержащихся в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из характера работ подлежащих выполнению, временных затрат на их проведение, даты вынесения настоящего решения суда, а также учитывая требования разумности и справедливости, полагает необходимым установить срок для устранения нарушений – четыре месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Минусинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Знаменского сельсовета Минусинского района о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Знаменского сельсовета Минусинского района обязанность обеспечить обустройство тротуаров вдоль МКОУ Верхнекойская ООШ № 17 <адрес> в районе образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Минусинский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.В. Шибанова
Мотивированное решение суда изготовлено 24.05.2024 года.