2а-582/2021, 2а-583/2021 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Кравченко Н.Н.,
с участием прокурора – заместителя прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия Воробьевой О.А., истца Климова Ю.Н., представителя ответчиков Ишеевой Д.Г., представителя заинтересованного лица Дондопова В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административных дел по административным исковым заявлениям Климов Ю.Н. к территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район», избирательной комиссии МО СП «Тамирское» о признании недействительными итогов голосования по выборам главы МО СП «Тамирское»,
УСТАНОВИЛ:
Гр Климов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Кяхтинский район», в котором с учетом уточнения просит отменить итоги голосования на избирательном участке № прошедшего в период с 17 сентября по 19 сентября 2021 года по выборам главы МО СП «Тамирское», признать решение избирательной комиссии МО СП «Тамирское» по выборам главы на вышеуказанных избирательных участках недействительными, признать решение территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» об установлении общих результатов выборов главы МО СП «Тамирское» недействительными.
Также, гр. Климов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Кяхтинский район», избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение «Тамирское», в котором просит признать недействительными итоги голосования по выборам главы МО «Тамирское» на избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), прошедшего в период с 17,18,19 сентября 2021 года, признать решение избирательной комиссии МО СП «Тамирское», которым определены итоги голосования, результаты выборов главы МО СП «Тамирское», оформленное протоколом об итогах голосования на вышеуказанных избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), недействительным, признать постановление территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении общих результатов выборов главы МО «Тамирское» недействительным.
В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства.
Так, 17,18,19 сентября 2021 года в муниципальном образовании сельское поселение «Тамирское», состоящего из четырех сел: Тамир, Шазага, Ивановка, Убур-Киреть, проходили выборы главы МО СП «Тамирское». Зарегистрированными кандидатами на должность главы МО СП «Тамирское» являлись три человека: Климов Ю.Н., Доржиев А.Ж., Помазанова Н.В. В процессе проведения выборов были нарушены требования действующего законодательства в области избирательного права, так, в избирательных бюллетенях на сведениях о кандидатах Климове Ю.Н. и Помазановой Н.В., а также на квадратах для проставления отметок избирателей о голосовании в отношении указанных кандидатов имеются рисунки, посторонние изогнутые линии, которых быть не должно, на сведениях о кандидате Доржиеве А.Ж., а также на квадрате, расположенном напротив сведений о нем, такие линии отсутствуют. Форма избирательного бюллетеня, которая была использована на выборах главы МО СП «Тамирское» нарушает принцип равенства кандидатов, нарушает избирательное право истца, а также создает возможность искажения волеизъявления избирателей МО СП «Тамирское», нанесение на избирательный бюллетень рисунков, изогнутых линий можно рассматривать как «специальный прием», примененный в отношении избирателей МО СП «Тамирское», поскольку при проставлении галочки на избирательном бюллетене избиратель психологически выбирает светлый и пустой квадрата, а не квадрат, в котором уже содержатся рисунки и изогнутые линии. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 23.09.2021 г. №263/2762-6 подтверждено нарушение требований п.1 ст.27, п.п.3,7 ст.53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», предъявляемых к изготовлению избирательных бюллетеней. Кроме этого, истец указал, что Доржиевым А.Ж., являющимся помощником и племянником главы МО «Кяхтинский район» Нимаева Б.Ж., был осуществлен подкуп избирателей МО СП «Тамирское». В процессе проведения агитации и выборов главы МО СП «Тамирское» был использован административный и финансовый ресурс Доржиева А.Ж., Нимаева Б.Ж., так, в период проведения праймериза за 5 дней до голосования в политическую партию «Единая Россия» было принято 8 человек, целью принятия указанного количестве лиц в состав партии «Единая Россия» являлось голосование указанных лиц на праймеризе против Климова Ю.Н., несмотря на указанное «искусственное» увеличение состава партии праймериз был выигран Климовым Ю.Н. Также, перед выборами главы МО СП «Тамирское» был изменен состав избирательной комиссии МО СП «Тамирское» на лиц, которые являются сторонниками Доржиева А.Ж., и которые осуществляли агитацию за указанного кандидата. Председателем избирательной комиссии МО СП «Тамирское» являлась Андреева Н.В., состоящая в дружественных отношениях с Доржиевым А.Ж., и являющейся его сторонником. Более того, в отношении Андреевой Н.В. в период исполнения обязанностей председателя избирательной комиссии осуществлялось уголовное преследование. Указанные грубые нарушения проведения выборов главы МО СП «Тамирское» являются основаниями для признания результатов выборов недействительными.
Истец Климов Ю.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Представитель ответчиков – территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район», избирательной комиссии МО СП «Тамирское» Ишеева Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, и при этом пояснила, что наличие рисунков в виде изогнутых линий на избирательном бюллетене не препятствовало однозначному восприятию при проставлении знаков и не мешало прочесть фамилии кандидатов и их данные, реализовать свое избирательное право избирателю.
Председатель участковой избирательной комиссии № Андреева Н.В. просила рассмотреть дело без ее участия.
Заинтересованное лицо Доржиев А.Ж. просил рассмотреть дело без его участия, направив своего представителя Дондопова В.Д., который в судебном заседании исковые требования Климова Ю.Н. не признал, указав при этом, что доводы, приведенные истцом, не нашли своего подтверждения в суде и являются необоснованными.
Представитель заинтересованного лица Всероссийской политической партии «Единая Россия» Игумнова Н.И., заинтересованное лицо Помазанова Н.В. просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихин В.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся указанных выше лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Воробьевой О.А., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия №С от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы главы муниципального образования сельского поселения «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия на ДД.ММ.ГГГГ. Постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ТИК МО «Кяхтинский район», Климов Ю.Н. и Доржиев А.Ж., соответственно, зарегистрированы кандидатами на должность главы муниципального образования сельского поселения «Мурочинское». Из протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования (избирательные участки №№,406,407,408), протокола избирательной комиссии МО «Кяхтинский район», постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ТИК МО «Кяхтинский район» следует об утверждении протокола избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» о результатах выборов главы МО СП «Тамирское», признании избранным главой МО СП «Тамирское» Доржиев А.Ж..
Согласно п.1.2 ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с п.2 ст.77 указанного Закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Истец Климов Ю.Н., обращаясь в суд с исковыми заявлениями, исходя из их содержания, объяснений, данных истцом в судебных заседаниях, просит признать результаты выборов на должность главы МО СП «Тамирское» по следующим основаниям.
- нарушение порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
- другие нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Совокупность исследованных судом доказательств, объяснения участников процесса, не позволяют суду прийти к выводу о наличии при проведении выборов на должность главы МО СП «Тамирское» нарушений требований законодательства РФ о выборах, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.
Согласно п.4 ст.24 Федерального закона Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
В соответствии со ст.27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии;
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Согласно п.1 ст.14 Закона республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» на избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Постановлением ЦИК России от 05.12.2012 г. №152/1137-6 утвержден Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, который определяет процедуру формирования резерва составов участковых комиссий субъектов Российской Федерации и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №217/2436-6 от 18.02.2021 г. на территориальную избирательную комиссию МО «Кяхтинский район» состава 2020-2025 годов возложены полномочия избирательной комиссии МО СП «Тамирское».
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №233/2590-6 от 15.07.2021 г. утвержден текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий, принято решение об опубликовании информационного сообщения в газете «Бурятия», территориальным избирательным комиссиям в Республике Бурятия не позднее чем через 5 дней со дня окончания срока приема предложений по кандидатурам направить в Избирательную комиссию Республики Бурятия решения о предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий. Из информационного сообщения следует, что субъектами представления документов для зачисления кандидатур в резерв составов участковых избирательных комиссий выступают политические партии, иные общественные объединения, представительные органы муниципальных образований в Республике Бурятия, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Срок подачи документов с ДД.ММ.ГГГГ. Из этого же сообщения следует о необходимости зачислении кандидатур в резерв составов участковых избирательных комиссий № МО «Кяхтинский район». Из заявлений Помазановой Н.В., Климовой С.Н., Андреевой Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные лица просят вывести их из состава участковой избирательной комиссии №. Согласно заявлением ФИО11, Андреевой Н.В., ФИО12 следует, что указанные лица предложены для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий жителями села Тамир, МБОУ «Тамирская СОШ» и дали согласие на зачисление в резерв состава участковой комиссии №. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, Андреева Н.В., ФИО12 зачислены в резерв состава участковой избирательной комиссии № МО «Кяхтинский район». Постановлением ТИК МО «Кяхтинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13, ФИО14, Климова С.Н., Помазанова Н.В. выведены из состава участковой избирательной комиссии №, из резерва в состав данной участковой избирательной комиссии введены ФИО16, предложенная Кяхтинским местным отделением ВПП «Единая Россия», Андреева Н.В., ФИО12, ФИО11, предложенные собранием избирателей по месту жительства. Председателем участковой избирательной комиссии № назначена Андреева Н.В. Согласно представленным ОМВД России по Кяхтинскому району сведений о наличии судимостей у ФИО16, Андреевой Н.В., ФИО12, ФИО11 отсутствуют.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет суду сделать вывод о соблюдении порядка формирования участковой избирательной комиссии №, председателем которой является Андреева Н.В. Доводы об осуществлении членами избирательной комиссии агитации за кандидата на должность главы МО СП «Тамирское» Доржиева А.Ж. в судебном заседании своего подтверждения не нашли, истцом в подтверждение данных доводов доказательств не представлено.
В соответствии со ст. 53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» для участия в голосовании на выборах главы муниципального образования избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. На выборах главы муниципального образования при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению избирательной комиссии муниципального образования в этих целях используются конверты. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке… Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.
Аналогичные требования к избирательному бюллетеню указаны в ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлением ТИК МО «Кяхтинский район» №199 от 20.08.2021 г. принято решение об изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы МО СП «Тамирское» на русском языке – 870 штук. Судом был изучен погашенный избирательный бюллетень, который использовался при голосовании на выборах главы МО СП «Тамирское». В постановлении Избирательной комиссии Республики Бурятия №263/2762-6 от 23.09.2021 г. указано, что ТИК МО «Кяхтинский район» в нарушение требований п.1 ст.27, пп.3,7 ст.53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» избирательные бюллетени, на которых кроме защитной сетки на сведениях о кандидатах Климове Ю.Н., Помазановой Н.В., а также на квадратах для проставления отметок избирателей о голосовании имеются дополнительные изогнутые линии, а на сведениях о кандидате Доржиеве А.Ж., а также на квадрате, расположенном напротив сведений о нем, такие линии отсутствуют, были приняты от полиграфической организации, переданы в участковые избирательные комиссии и использованы при проведении выборов главы МО СП «Тамирское».
Между тем, несмотря на форму избирательного бюллетеня, совокупность исследованных судом доказательств позволяет суду прийти к выводу об отсутствии нарушений законодательства РФ о выборах, которые не позволили выявить действительную волю избирателя. Доводы истца о том, что «нанесение на избирательный бюллетень рисунков, изогнутых линий можно рассматривать как «специальный прием», примененный в отношении избирателей муниципального образования сельское поселение «Тамирское», поскольку при проставлении галочки на избирательном бюллетене избиратель психологически выбирает светлый и пустой квадрат, а не квадрат, в котором уже содержатся рисунку и изогнутые линии» суд признает несостоятельным и расценивает его как субъективное мнение истца, допрошенные в суде свидетели ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 показали, что при голосовании на выборах главы МО СП «Тамирское» их выбор кандидата был осознанным, препятствий в волеизъявлении у них как у избирателей не имелось, при этом форма и текст избирательного бюллетеня сделать выбор не помешали.
В силу ст.39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
В соответствии с пп. 1, 2 ст.40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Согласно п.2 ст.56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Свидетель ФИО21 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ ее попросил ФИО17 при голосовании выбрать кандидата на должность главы МО СП «Тамирское» Доржиева А.Ж., предложив за это одну бутылку водки, которая свидетелем была взята, после чего она выполнила просьбу ФИО17
Свидетель ФИО17 в судебном заседании показал, что агитацию за кандидата Доржиева А.Ж. не осуществлял, в период проведения выборов ФИО21 он не видел, спиртные напитки за то, чтобы ФИО21 при голосовании выбрала кандидата на должность главы МО СП «Тамирское» Доржиева А.Ж., не предлагал, и вообще с такой просьбой не обращался.
ОМВД России по Кяхтинскому району были проведены проверки по обращениям гр-н ФИО19 и Климова Ю.Н. о том, что гр-не ФИО22, ФИО23 и ФИО17 предлагали жителям <адрес> спиртные напитки за то, что они проголосовали за кандидата ФИО24, из материалов проверок следует, что обращения признаны необоснованными, в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.16 КоАП РФ, в отношении Доржиева А.Ж. отказано.
Из справки ТИК МО «Кяхтинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от кандидата на должность главы МО СП «Тамирское Доржиев А.Ж. заявление о регистрации доверенных лиц в ходе предвыборной агитации не поступало, ФИО22, ФИО23 доверенными лицами Доржиева А.Ж. не являются.
Оценив вышеприведенные доказательства, суд кладет в основу своих выводов согласующиеся между собой показания свидетеля ФИО17 и материалы проверок, проведённых ОМВД России по Кяхтинскому району, показания свидетеля ФИО21 опровергаются указанными доказательствами, в связи с чем судом показания свидетеля ФИО21 не принимаются во внимание, таким образом, доводы истца о том, что кандидатом Доржиевым А.Ж. были нарушены требования ст.56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части запрета осуществления подкупа избирателей, являются необоснованными.
Из протокола № от 30.08.23021 года родительского собрания и показаний свидетеля ФИО18, работающего учителем в Тамирской СОШ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Убур-Киретской начальной школе проводилось собрание родителей, на котором разрешался вопрос об организации обучения учащихся в данной начальной школе, кандидат на должность главы МО СП «Тамирское» Доржиев А.Ж. в данном собрании участия не принимал, во время собрания никаких вопросов, связанных с предстоящими выборами главы МО СП «Тамирское» не обсуждалось. Справка МО «Кяхтинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Доржиев А.Ж., занимая должность помощника главы МО «Кяхтинский район», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Свидетель ФИО19 в судебном заседании показала, что во время проведения выборов с 17 по 19 сентября 2021 года на избирательных участках, находившихся на территории МО СП «Тамирское» отсутствовало видеонаблюдение, были случаи, когда для участия в голосовании пришли два гражданина, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, которое свидетелем было определено визуально, исходя из поведения данных избирателей, при этом присутствовавшие сотрудники полиции никаких мер реагирования не предприняли, свидетель слышала, как избиратели, находясь в кабинках для голосования, выражали жалобы по поводу того, что избирательных бюллетенях не видно пустых квадратов напротив фамилий кандидатов, со слов гр-на ФИО25 свидетелю известно, что ФИО25 было предложено 2 бутылки водки за то, чтобы ФИО25 при голосовании выбрал кандидатуру Доржиева А.Ж. Кроме этого, свидетель показала, что выбор главы МО СП «Тамирское» из заявленных кандидатов был сделан ею осознанно, свидетель, как избиратель, смогла выразить свое волеизъявление.
Свидетель ФИО20 в судебном заседании показала, что принимала участие в голосовании ДД.ММ.ГГГГ, выбор главы МО СП «Тамирское» из заявленных кандидатов был сделан ею осознанно, свидетель, как избиратель, смогла выразить свое волеизъявление.
Свидетель ФИО18 и свидетель ФИО17 в судебном заседании показали, что выбор главы МО СП «Тамирское» из заявленных кандидатов был сделан ими осознанно, свидетели, как избиратели, смогли выразить свое волеизъявление.
Свидетели ФИО26, ФИО27 (сотрудники ОМВД России по Кяхтинскому району) в судебном заседании пояснили, что в период с 17 по 19 сентября 20921 года обеспечивали общественный порядок на избирательном участке № в <адрес>, нарушений общественного порядка допущено не было, жалоб от избирателей, членов участковой избирательной комиссии, иных лиц не поступало.
Оценивая приведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о совершении кандидатом Доржиевым А.Ж. действий, направленных на подкуп избирателей с использованием спиртных напитков, денежных средств, а также использования им своего служебного положения в целях склонения избирателей к голосованию за кандидата Доржиева А.Ж., не нашли своего подтверждения в суде.
Ссылка истца на нарушение проведения праймериза Кяхтинским отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» судом не принимаются во внимание, поскольку не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора.
Доводы истца об оказании в период голосования Доржиевым А.Ж. совместно с ФИО22 физического воздействия на жителя <адрес> - гр. ФИО28 в отсутствие соответствующих доказательств также судом во внимание не принимаются.
Таким образом, обстоятельств, указывающих на то, что во время выборов главы МО СП «Тамирское» были допущены нарушения порядка формирования избирательной комиссии, осуществления кандидатом, признанного избранным, подкупа избирателей, использования им преимущества должностного или служебного положения, другие нарушения законодательства РФ о выборах, не позволившие выявить действительную волю избирателей, судом не установлено, истцом в подтверждение приведенных обстоятельств доказательств не представлено, доказательства, представленные истцом, в ходе рассмотрения настоящих административных дел, в том числе показания свидетеля ФИО19, указанные выше обстоятельства не подтверждают.
При таких условиях, суд доводы истца о том, что при проведении выборов главы МО СП «Тамирское» были нарушены принцип равенства кандидатов, избирательное право истца, имело место искажение волеизъявления избирателей МО СП «Тамирское», расценивает как несостоятельные, административные исковые заявления Климова Ю.Н. считает необоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований о признании итогов голосования по выборам главы МО «Тамирское» на избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), прошедшего в период 17,18,19 сентября 2021 года, признании решения избирательной комиссии МО СП «Тамирское», которым определены итоги голосования, результаты выборов главы МО СП «Тамирское», оформленное протоколом об итогах голосования на вышеуказанных избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), признании постановления территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» от 22.09.2021 года об установлении общих результатов выборов главы МО «Тамирское» недействительными, об отмене итогов голосования на избирательных участках №, прошедшего в период с 17 по 19 сентября 2021 года по выборам главы МО СП «Тамирское», признании решения избирательной комиссии МО СП «Тамирское» по выборам главы на вышеуказанных избирательных участках, признании решения территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» об установлении общих результатов выборов главы МО СП «Тамирское» недействительными – истцу Климову Ю.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Тахтобина О.П.
<данные изъяты>