Судья ФИО2 дело №
(№ дела в суде первой инстанции 2а-1522/2024)
УИД 01RS0№-35
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 декабря 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – ФИО12,
судей ФИО14. и ФИО11,
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по <адрес> на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Административный иск ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании действия (бездействия) Управления Росреестра по <адрес>, по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности незаконным и обязании аннулировать запись в ЕГРП - удовлетворить.
Признать действия Управления Росреестра по <адрес>, по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:07:1300016:5 площадью 2 400 кв. м, зарегистрированный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за №, незаконным.
Обязать Управление Росреестра по <адрес> аннулировать запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Заслушав доклад судьи ФИО11, доводы и пояснения участников судебного заседания, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 - опекун ФИО4 обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <адрес> о признании действия (бездействия) по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности незаконным и обязании аннулировать запись в ЕГРП. В обоснование требований указав, что решением суда ФИО4 признана недееспособной. ФИО4 присвоена вторая группа инвалидности, бессрочно. Постановлением и.о. главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 назначена опекуном над недееспособным гражданином ФИО4 ФИО4, являясь наследником имущества отца, ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ получила наследство в виде 2/3 в том числе 1/3 доли, ввиду отказа в ее пользу жены умершего, ФИО6 Наследственное имущество, состоит из домовладения находящегося в а. <адрес> (в настоящее время переименовано в <адрес>), в виде одноэтажного жилого кирпичного дома площадью 36 кв.м., деревянного сарая, расположенного на земельном участке площадью 2 400 кв. м. Доля в размере 1/3 унаследована сыном умершего ФИО7 Указанное подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. В 1998 наследник 1/3 доли, ФИО7, в нарушение действующего законодательства, без согласия дольщика ФИО4 указанное домовладение продал ФИО10K. за 12 000 рублей, в связи с чем последняя стала там проживать. ФИО4 неоднократно предлагала ФИО10K. освободить домовладение, но безрезультатно, в связи с чем, ей пришлось обратиться в суд с иском о выселении ФИО10K. и членов ее семьи без предоставления другого жилого помещения. Решением Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10K. и члены ее семьи выселены без предоставления другого жилья из домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:07:1300016:5 площадью 2 400 кв.м. отказано. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>, зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за № на иное лицо.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением ответчиком Управлением Росреестра по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании действия (бездействия) Управления Росреестра по <адрес> по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности незаконным и обязании аннулировать запись в ЕГРП по правилам гражданского судопроизводства. Дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес> по доверенности ФИО8 просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «Мамхегское сельское поселение», Филиала ППК Роскадастр надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников судебного заседания, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В рассматриваемом случае обжалуемое решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ данным требованиям закона не отвечает.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что за ФИО10, без законных оснований зарегистрирован на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером 01:07:1300016:5 площадью 2 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>, принадлежащий истцу в размере 2/3 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
При этом в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены в статье 14 того же Федерального закона. К числу оснований действующее законодательство относит, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как установлено судом и видно из материалов дела, домовладению, расположенному по адресу: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>, после проведения адресной инвентаризации, присвоен фактический адрес: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что в отношении земельного участка, с кадастровым номером 01:07:1300016:5 площадью 2 400 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, а. Мамхег, <адрес>, проведена государственная регистрация права собственности за ФИО10, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись в ЕРГН за №.
При этом, основанием для регистрации указанного права послужило свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании Выписки из решения Совета народных депутатов Мамхегского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абзац второй пункта 1).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2).
Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.
Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него (пункт 6).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзац третий пункта 36).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (абзац первый пункта 52).
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что зарегистрированное право собственности на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, при этом вследствие презумпции достоверности государственной регистрации права обязанность доказать отсутствие этого права возлагается на лицо, которое это право оспаривает.
Соответственно, все сомнения толкуются в пользу лица, право которого зарегистрировано в публичном государственном реестре.
Таким образом, зарегистрированное право собственности может быть оспорено лицом, доказавшим наличие такого права на имущество у него, и отсутствие правовых оснований для возникновения такого права у стороны, за которым право зарегистрировано.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для возникновения права собственности спорного недвижимого имущества у ФИО10, за которым право зарегистрировано, судом не установлено, а истцом таких доказательств не представлено. Решение Совета народных депутатов Мамхегского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ не оспорено и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах, виновных действий (бездействий) со стороны ответчика Управлению Росреестра по <адрес> по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности в рассматриваемой ситуации не усматривается.
Защита гражданских прав, в том числе права собственности, осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить определенный способ защиты права.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, в том числе собственников земельных участков, создают необходимые гарантии законности и стабильности оборота земли, судебной защиты его участников, а также способствуют ведению имеющего публичный характер Единого государственного реестра недвижимости на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1801-О); что же касается выбора конкретного способа судебной защиты, то он зависит от специфики спора, характера заявленных требований и других обстоятельств (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1592-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1532-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 3425-О и др.)
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании действия (бездействия) Управления Росреестра по <адрес>, по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности незаконным и обязании аннулировать запись в ЕГРП - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО12
Судьи ФИО13
ФИО11