УИД 42RS0033-01-2022-001925-60
№ 2-1247/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Прокопьевск 08 ноября 2022 года
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Карамовой Е.Р.,
при секретаре Новиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Василенко Алексея Анатольевича к администрации города Прокопьевск об обязании включить в список на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Василенко А.А., в лице законного представителя Мезенцевой Е.Н., обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевск об обязании включить в список на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно заключения ГБУЗ «Прокопьевской психиатрической больницы» Василенко А.А. имеет заболевание - <данные изъяты> включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н. Истец признан малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и с 04.12.2013 поставлен на указанный учет под номером 1398. 07.09.2022 истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в список на внеочередное предоставление жилой площади в связи с тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса. Однако, ответчик до настоящего времени требования истца не выполнил. В соответствии с распоряжением администрации г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-№ ФИО5 назначена опекуном своего брата Василенко А.А. Истец не имеет в собственности жилого помещения. В настоящее время истец зарегистрирован и постоянно проживает у своего опекуна Мезенцевой Е.А. по адресу: <адрес> общей площадью 56,4 кв.м. Указанное домовладение принадлежит Мезенцевой Е.А. на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/3. Считает, что право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у истца с момента постановки его на жилищный учет по соответствующему основанию в 2013 году. На указанный момент у истца имелось заболевание <данные изъяты> <данные изъяты>, которое входит Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 №987н. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. В связи с изложенным, истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, просит включить Василенко Алексея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в список на внеочередное предоставление жилой площади в связи с тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ; обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Василенко Алексею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в черте гор. Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Василенко А.А. в лице законного представителя Мезенцевой Е.Н., представитель истца Манакина И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о судебном заседании.
Представитель ответчика администрации г. Прокопьевск в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суду представлено возражение на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
Согласно возражения на исковое заявление, Администрация г. Прокопьевск просит в удовлетворении исковых требований отказать, считая исковые требования необоснованными, указывая следующее. 04.12.2013 Мезенцева Е.Н. обратилась в администрацию города Прокопьевска с заявлением о признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма Василенко А.А., представив пакет документов. При подаче пакета документов была выдана расписка. Распоряжением администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Василенко А.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке общей очереди в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. Василенко А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации города Прокопьевска с 04.12.2013 года, очередь - 1360. В учетном деле до подачи искового заявления в суд отсутствовала справка с кодом заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире на 2013 год. Заключение врача-<данные изъяты>, подтверждающее диагноз Василенко А.А. с <данные изъяты>, предоставлено в администрацию города Прокопьевска в сентябре 2022 года. В соответствии с решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.12.2021 № 343 «О бюджете муниципального образования «Прокопьевский городской округ Кемеровской области - Кузбасса» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджет Прокопьевского городского округа является дефицитным. Из-за недостаточности средств местного бюджета предоставить Василенко А.А. жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным. Благоустроенное жилое помещение, в черте города Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., будет предоставлено Василенко А.А. согласно очередности реестра при наличии средств в бюджете Прокопьевского городского округа на данные цели или при наличии выморочного имущества в виде жилого помещения. Таким образом, в настоящее время обеспечить жилым помещением во внеочередном порядке из социального жилищного фонда Василенко А.А. не предоставляется возможным. Более того, считаем, что во внеочередное предоставление жилого помещения истцу повлечет нарушение прав граждан вставших на учет раньше истца.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Василенко А.А. признан <данные изъяты> (л.д. 56).
Распоряжением администрации г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-р опекуном над Василенко А.А., признанного недееспособным решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ, назначена Мезенцева Е.А. (л.д. 7).
Судом также установлено, что Василенко А.А. имеет заболевание - <данные изъяты>, что подтверждается заключением врача-<данные изъяты> ГБУЗ «Прокопьевской психиатрической больницы» (л.д. 28).
Заболевание с кодом № включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.
Справкой № № подтверждается, что Василенко А.А. установлена <данные изъяты> бессрочно (л.д. 5, 57).
Василенко А.А. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма, о чем администрацией г. Прокопьевска принято распоряжение от 11.02.2014 №344-р (л.д. 34).
Сведений о том, что Василенко А.А. включен в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, материалами дела не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Таким образом, медицинскими документами подтверждается право Василенко А.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в данном Перечне.
Исходя из анализа норм жилищного законодательства, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в вышеуказанном Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем, условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Судом установлено, Василенко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно с ним зарегистрирована его опекун Мезенцева Е.А., которая является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности указанного жилого помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 29).
Согласно выписки ЕГРН (л.д. 8), справкам филиала № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа (л.д. 30, 31), жилых помещений в собственности истец Василенко А.А. не имеет, не приобрел право пользования жилым помещением.
Поскольку болезнь, которой страдает Василенко А.А. относится к группе хронических, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень заболеваний дающих право на получение во внеочередном порядке жилого помещения, по мнению суда, он обладает правом состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, согласно Перечня, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление Василенко А.А. жилого помещения органами местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Как отмечено выше, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, последние предоставляются вне очереди.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Таким образом, предметом рассмотрения иска гражданина о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке является наличие у гражданина права на предоставление такого жилого помещение и установление органа, обязанного предоставить гражданину жилое помещение.
По этим основаниям к доводам представителя ответчика о финансировании предоставления жилых помещений указанной категории граждан за счет субъектов Российской Федерации, и Российской Федерации, суд отнесся критически, так как он не подтверждается нормами закона.
При обеспечении жилищных прав Василенко А.А. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
В соответствии с постановлением Администрации г. Прокопьевска от 11.10.2007 N 22-П «Об утверждении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории г. Прокопьевска в размере 18 кв. м на одного человека.
Следовательно, Василенко А.А. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.
С учетом изложенного, истец подлежит включению в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также исковые требования Василенко А.А. в лице законного представителя Мезенцевой Е.А. к администрации г. Прокопьевска о возложении обязанности предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Прокопьевска как страдающему тяжёлой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд считает подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░>-<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.11.2022
░░░░░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ 42RS0033-01-2022-001925-60 (2-1247/2022) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.