Дело №5-1822/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть оглашена 22 июля 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2021 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при секретаре Убашеевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «БУРЯТХЛЕБПРОМ», ОГРН: 1020300976310, ИНН: 0323022315, юридический адрес: ..., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении ... от 08.07.2021 года, в период времени с 14 ч. 45 мин по 15 ч. 05 мин 06.07.2021 при проведении осмотра магазина «БУРЯТХЛЕБПРОМ» по адресу: ..., ..., деятельность в котором осуществляет АО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» (ОГРН: 1020300976310, ИНН: 0323022315), обязанное соблюдать требования санитарного законодательства, в результате ненадлежащего исполнения возложенных на него закономобязанностей в нарушение ст.ст. 11, 29, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, юридическим лицом допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, представляющего опасность для окружающих, а именно, в магазине с постояннымнахождением людей отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, в т.ч. электрофильтры, аэрозоли дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, предписывающих, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым в том числе относится обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями использования оборудования по обеззараживанию воздуха, п. 2.8 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (covid-19) в предприятиях торговли» утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой 1 июня 2020г. (далее - МР 3.1/2.3.5.0191-20), предписывающего применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха; не обеспечена должным образом организация дезинфекционного режима предприятия торговли: дезинфицирующее средство отсутствует, не проводится качественная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке кратностью каждые 2 часа, обработка поверхностей проводится «Раствором уксусной кислоты», полы моются моющим средством «Fairy», не представлен журнал дезинфекционной обработки поверхностей, что является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 10.7 санитарно-эпидемиологических правил СП2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 №36, 1.8 постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 11.04.2020 №7 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» обеспечить использование рабочих растворов дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению, выбирая режимы, предусмотренные для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, что моющие и дезинфицирующие средства, используемые для уборки помещений и мытья торгового инвентаря и оборудования, должны применяться в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями; мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются организация дезинфекционного режима на предприятиях объектах торговли, дезинфекция оборудования и инвентаря, организация дезинфекционного режима на объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, создания запаса дезинфицирующих средств; в продовольственном магазине отсутствует разметка о соблюдении социальной дистанции в 1,5 метра, что является нарушением п. 4.4 СП3.1.3597-20, п. 1.10 постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 11.04.2020 №7 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», предусматривающих обеспечить соблюдение социального дистанцирования (не менее 1,5 метра между людьми), специального режима допуска и нахождения в помещениях, и на прилегающей территории организаций, доведение до граждан информации о необходимости соблюдения социального дистанцирования, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, руководители организаций, учреждений и объектов независимо от организационно-правовой формы собственности организации обязаны обеспечить соблюдение социального дистанцирования менее 1,5 м. между людьми. Для посетителей в качестве антисептика для обработки рук применяется жидкость, в дозаторах прозрачного цвета, идентифицировать, которую не представляется возможным (информация о наименовании средства, его эффективности при вирусных инфекциях, инструкция по применению используемого средства отсутствуют), свидетельство о государственной регистрации отсутствует, таким образом, эффективность данного средства при вирусных инфекциях не доказана), что является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20, регламентирующего, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); п. 1.1 постановление №7 от 11.04.2020, регламентирующего, что руководителям организаций, учреждений и объектов, независимо от организационно-правовой формы собственности: обеспечить при входе работников в организацию (предприятие), а также в местах общего пользования возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры.
Своими действиями (бездействием) Общество с ограниченной ответственностью «БУРЯТХЛЕБПРОМ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 6.3.КоАП РФ, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Гармаева С.В. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали. Полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
Представитель АО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» по доверенности Ожигова О.С. вину в предъявленном правонарушении признала частично, суду пояснила, что обеспечение торговых точек рециркуляторами носит рекомендательный характер, в наличии имеются 3 рециркулятора, которые по графику развозятся по торговым точкам. Полагает, что ответственность должна быть возложена на должностное лицо, которая обязана была обеспечить соблюдение санитарных норм. Просила назначить административный штраф в минимальном размере.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст. 29 ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 07.02.2020 N 72-р в целях предупреждения возникновения на территории Республики Бурятия чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и принятия своевременных мер по их ликвидации (минимизации последствий) с 10 февраля 2020 года до стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с возможным переносом и распространением коронавирусной инфекции, на территории Республики Бурятия введен режим функционирования "повышенная готовность".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждения перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. №52-ФЗ указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В ч.ч. 2, 3 ст. 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ указано, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения; порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из материалов дела об административном правонарушения следует, что в период времени с 14 ч. 45 мин по 15 ч. 05 мин 06.07.2021 при проведении осмотра магазина «БУРЯТХЛЕБПРОМ» по адресу: ..., ..., деятельность в котором осуществляет АО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» (ОГРН: 1020300976310, ИНН: 0323022315), обязанное соблюдать требования санитарного законодательства, в результате ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностейв нарушение ст.ст. 11, 29, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, юридическим лицом допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, представляющего опасность для окружающих.
Так, в магазине с постоянным нахождением людей отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, в т.ч. электрофильтры, аэрозоли дезинфицирующих средств, не обеспечена должным образом организация дезинфекционного режима предприятия торговли: дезинфицирующее средство отсутствует, не проводится качественная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке кратностью каждые 2 часа, обработка поверхностей проводится «Раствором уксусной кислоты», полы моются моющим средством «Fairy», непредставлен журнал дезинфекционной обработки поверхностей, в продовольственном магазине отсутствует разметка о соблюдении социальной дистанции в 1,5 метра, для посетителей в качестве антисептика для обработки рук применяется жидкость, в дозаторах прозрачного цвета, идентифицировать, которую не представляется возможным (информация о наименовании средства, его эффективности при вирусных инфекциях, инструкция по применению используемого средства отсутствуют, свидетельство о государственной регистрации отсутствует, эффективность данного средства при вирусных инфекциях не доказана).
Обстоятельства правонарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении от 08.07.2021 г., извещением представителя на составление протокола, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий или находящихся там вещей, и документов от 06.07.2021 г., доверенностью на Афанасьеву И.В. графиком проведения совместных мероприятий, Выпиской из ЕГРЮЛ, фототаблицей.
Таким образом, оценивая установленные судом обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что действия «БУРЯТХЛЕБПРОМ» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку выявленные в магазине АО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» по адресу: ..., нарушения представляют реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Бурятия и могут привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний среди посетителей магазина «БУРЯТХЛЕБПРОМ» и жителей республики.
Совокупность исследованных доказательств позволяют суду установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "БУРЯТХЛЕБПРОМ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы представителя ООО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» о возложении вины на должностное лицо Афанасьеву И.В. подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения суд приходит к выводу о том, что именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Не обеспечение ООО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» соблюдения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как того требует действующее законодательство, повлекло выявление надзорным органом вышеуказанных нарушений, у ООО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории Республики Бурятия, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в действиях ООО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» установлена.
При назначении наказания, суд учитывает общественную опасность совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, то, что отягчающих и обстоятельств по делу не установлено, смягчающим по делу обстоятельством суд признает частичное устранение нарушений.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности суд не усматривает.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, наличие смягчающих обстоятельств, признание вины в совершении административного правонарушения, фактическое устранение большинства нарушений, суд считает возможным применить меру административного наказания в виде административного штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
Суд считает, что применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины общества, привлеченного к ответственности.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным суд не усматривает, поскольку допущенные нарушения свидетельствуют о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Обстоятельств, в силу которых лицо подлежит освобождению от ответственности по настоящему делу судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью АО «БУРЯТХЛЕБПРОМ», ОГРН: 1020300976310, ИНН: 0323022315, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: ...
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьей 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Документ об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию Советского районного суда г. Улан-Удэ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока, судья изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня получения через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева