Дело № 2-1983/2022 изготовлено 05.08.2022
76RS0014-01-2021-003055-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Симоненко Н.М.,
при секретаре Щербаковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Ярославльводоканал» к Мэрии г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля о возложении обязанности принять имущество в качестве бесхозяйного,
установил:
Истец АО «Ярославльводоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением к муниципалитету г.Ярославля о возложении обязанности совершить предписанные законом действия по принятию бесхозных сетей водопроводного хозяйства на участке водопроводных сетей от водопроводной камеры ВК-88/28 с запорной арматурой до ЦТП, внутри ЦТП с повысительными насосами и от ЦТП до стены жилого <адрес>, возложении обязанности передать по акту АО «Ярославльводоканал» до признания бесхозных указанные сети водопроводного хозяйства и часть помещений ЦТП в объем, предусмотренном СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*», необходимом для эксплуатации и обслуживания повысительных насосов, и от ЦТП до стены жилого дома.
Требования мотивированы тем, что между АО «Ярославльводоканал» и ТСЖ «Труд-10» заключен договор на предоставление коммунального ресурса (поставка холодной питьевой воды, прием и очистка сточных вод) №75 от 1 октября 2013 года. В соответствии с п. 1 Акта по определению границ ответственности по эксплуатации сетей водоснабжения от 07.10.2013 года к указанному договору система холодного водоснабжения к МКД по <адрес> от врезки во внутриквартальный водопровод Д=200мм. Принадлежащий АО «Ярославльводоканал» в колодце ВК 88/28, включая два водопроводных ввода 2Д=100мм чугун, протяженностью 33,3м каждый от ЦТП до стены жилого дома, водопроводный колодец ВК-88/28 с запорной арматурой, а также внутридомовая инженерная система холодного водоснабжения принадлежит и находится на обслуживании ТСЖ «Труд-10». Вместе с тем, фактически система холодного водоснабжения не имеет собственника, однако мэрией г.Ярославля не предприняты должные меры к постановке выявленных сетей холодного водоснабжения в качестве бесхозяйных и передаче их гарантирующей организации.
Определением суда от 24 сентября 2021 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика муниципалитета г.Ярославля на мэрию г.Ярославля.
Определением Кировского районного суда г.Ярославля от 20 октября 2021 года постановлено перейти к рассмотрению административного дела по иску АО «Ярославльводоканал» о признании бездействия незаконным по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен КУМИ мэрии г.Ярославля.
В судебное заседание представитель истца АО «Ярославльводоканал» не явился, направил письменные пояснения по иску, ранее в судебных заседаниях исковые требования поддерживал.
Представитель мэрии г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился. о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ответчиков по доверенности Калачева Е.В. против удовлетворения требований возражала, пояснила, что со стороны мэрии и КУМИ отсутствует бездействие, поскольку в настоящее время производятся действия, направленные на постановку выявленного бесхозяйного объекта на учет, были запрошены сведения о собственнике в реестрах, получены ответы. В части требований о передаче оборудования. Внутри ЦТП пояснила, что данное оборудование вместе с ЦТП передано в собственность АО «Ярославские ЭнергоСистемы», в связи с чем данные объекты не являются бесхозяйными.
Представитель третьего лица АО «Ярославские ЭнергоСистемы» по доверенности Орлов А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части передачи истцу оборудования внутри ЦТП возражал, пояснил, что общество является собственником данного оборудования на основании договора мены имущества на ценные бумаги от 23.03.2020 года, заключенного между АО «Ярославские ЭнергоСистемы» и КУМИ мэрии г.Ярославля. На рассмотрении Арбитражного суда ЯО находилось дело по иску АО «Ярославльводоканал» о признании данной сделки в части передачи площади ЦТП, предназначенной для эксплуатации централизованной системы водоснабжения с установленными на ней повысительными насосами <адрес> недействительным и применении последствий недействительной сделки. Решением Арбитражного суда от 11 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований АО «Ярославльводоканал» отказано. Кроме того, пояснил, что в настоящее время закон предусматривает право гарантирующего поставщика самостоятельно обратиться в суд с иском о признании имущества бесхозяйным, однако этим правом истец воспользоваться не желает.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что водоснабжение многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> осуществляется участком водопроводной сети от водопроводной камеры ВК-88/28 с запорной арматурой до ЦТП, внутри ЦТП, и от ЦТП до стены жилого дома. Указанный участок водопроводных сетей в собственность не оформлена, собственник не определен.
В соответствии с Приказом председателя КУМИ мэрии г.Ярославля №2981 от 11.09.2019 года на основании обращений ДГХ мэрии г.Ярославля, ТСЖ «Труд-10» поручено подготовить запросы в департамент имущественных и земельных отношений ЯО, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом о собственнике сетей водоснабжения, расположенных по адресу <адрес> (л.д. 111).
Из ответов ТУФА по УГИ и ДИЗО ЯО следует, что в реестрах имущества данный участок водопроводных сетей не значится (л.д. 116-118).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 1 части 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения.
Положения Закона N 416-ФЗ не содержат специального порядка принятия во временную эксплуатацию бесхозяйной вещи (системы водоснабжения), в связи с чем необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, регулирующими порядок признания и эксплуатации бесхозяйной вещи.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Таким образом, положения Закона N 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями ГК РФ устанавливают, что основанием для передачи бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, гарантирующей организации, является факт постановки на учет данных сетей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и подписание передаточного акта органом местного самоуправления.
Вместе с тем, как установлено судом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о постановке спорной объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии с требованиями гражданского законодательства, ввиду чего правовых оснований для признании незаконным бездействия мэрии г.Ярославля, выразившегося в не передаче соответствующим актом гарантирующей организации бесхозяйного объекта – сети водоснабжения и возложении на нее соответствующей обязанности не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. При этом закрепленная в п. 5 ст. 225 ГК РФ норма о том, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, наделяет такие лица лишь правом обратиться с соответствующим заявлением, но не обязанностью.
В части требований о возложении обязанности передать сети водоснабжения внутри ЦТП с повысительными насосами, то в указанной части требования также не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Решением Дзержинского районного суда г.Ярославля от 16 марта 2018 года признано право муниципальной собственности <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества – тепловые сети, здание центрально-теплового пункта <адрес>, назначение – сооружения коммунального хозяйства. Расположенные по адресу <адрес>, кадастровый №.
Из письма КУМИ мэрии г.Ярославля от 27.05.2019 года (л.д. 19-200 следует, что указанные сети теплоснабжения, здание ЦТП переданы 05.02.2019 года в безвозмездное пользование АО «Ярославские ЭнергоСистемы».
В дальнейшем на основании договора мены имущества на ценные бумаги от 23.03.2020 года, заключенного между АО «Ярославские ЭнергоСистемы» и КУМИ мэрии г.Ярославля, указанное имущество передано в собственность АО «Ярославские ЭнергоСистемы». Из справки от 10.06.2022 года (л.д. 214) следует, что повысительные насосы приняты в собственность общества в составе здания ЦТП, поставлены на баланс общества под инвентарным номером 00-007138.
Таким образом, имущество, которое истец просит передать по акту как бесхозяйное фактически таковым не является, в связи с чем требования истца в данной части также являются необоснованными.
Кроме того, суд отмечает, что в производстве Арбитражного суда ЯО находилось дело по иску АО «Ярославльводоканал» о признании данной сделки в части передачи площади ЦТП, предназначенной для эксплуатации централизованной системы водоснабжения с установленными на ней повысительными насосами <адрес> недействительным и применении последствий недействительной сделки. Решением Арбитражного суда от 11 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований АО «Ярославльводоканал» отказано.
Учитывая изложенное, суд принимает решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требований АО «Ярославльводоканал» (<данные изъяты> к Мэрии г.Ярославля (<данные изъяты>), КУМИ мэрии г.Ярославля (<данные изъяты>) удовлетворить частично.
Возложить на мэрию г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: сетей водоснабжения, расположенных по адресу: <адрес>, от водопроводной камеры ВК-88/28 у <адрес> до ЦТП и от ЦТП до стены жилого дома по адресу <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Симоненко