Дело № 2-4028/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2022 года гор. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,
при секретаре Нехаевой Ю.А.,
с участием представителя истца, действующего на основании доверенности №... от 09.10.2015 г., Маслова С.В.,
представителя истца, действующей на основании доверенности №... от 06.07.2018 г., Плужниковой И.В.,
представителя ответчика, действующей на основании доверенности №... от 22.12.2021 г., Кулешовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коробовой Валентины Васильевны к Брянской городской администрации о признании права, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коробова В.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она, являясь инвалидом <данные изъяты> группы, проживала в квартире, расположенной <адрес>. Указанный дом не был признан аварийным и непригодным для проживания, однако Брянская городская администрация включила его в программу расселения из ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда. Обследование дома специализированными предприятиями в 2006 г. году не производилось. В 2007 г. ГУП «Брянсккоммунпроект» провело исследование дома и установило износ несущих конструкций дома 62 процента. Брянская городска администрация вынесла постановление и включила дом в перечень жилых домов, подлежащих сносу, а также вынесла постановление о предоставлении К. на состав семьи 5 человек квартиры <адрес>. Истец не является членом семьи К., поскольку их брак расторгнут <дата>. К. умер <дата> Квартира, расположенная <адрес>, соответствует требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида. На основании изложенного, истец просил суд признать Коробову Валентину Васильевну приобретшей право на внеочередное предоставление жилого помещения; обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Коробовой Валентине Васильевне жилое помещение во внеочередном порядке на состав семьи 1 человек – Коробову Валентину Васильевну по нормам предоставления, с учетом дополнительной площади и соответствующей требованиям пунктов 32-37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Определением Советского районного суда г. Брянска от 29.06.2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Фокинская районная администрация г. Брянска, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, Советская районная администрация г. Брянска.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся в судебное заседание истца Коробовой В.В., представителей третьих лиц Фокинской районной администрации г. Брянска, Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, Советской районной администрации г. Брянска, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
В судебном заседании представители истца Плужникова И.В. и Маслов С.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд иск удовлетворить, предоставив ответчику соответствующее жилое помещение в Фокинском районе г. Брянска в кратчайшие сроки.
Представитель ответчика Кулешова Э.В. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в имеющемся в деле письменном отзыве. Пояснила, что на основании решения Фокинского районного суда г. Брянска от 20.11.2017 г. Коробова В.В. была выселена из ранее занимаемого жилого помещения во вновь предоставленное жилое помещение, в связи со сносом дома, в Советскую районную администрацию г. Брянска для заключения договора социального найма истец не обращалась. Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении граждан, в том числе во внеочередном порядке, осуществляется по заявлению гражданина. Тем самым, истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением в районную администрацию по месту своей регистрации, чего ранее сделано не было.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 57 части 2 пункта 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основанию и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающемся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Жилищным законодательством внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено в качестве исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
В п. 3 ст. 85 ЖК РФ указано, что граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст. 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с п. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Пунктом 1 статьи 63 ЖК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является обязательным основанием для последующего заключения договора социального найма сторонами этого договора.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Коробова Валентина Васильевна состоит на жилищном учете в Фокинской районной администрации города Брянска, в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 5 человек с <дата>. По состоянию на 29.07.2022 г. очередь Коробовой В.В. № 162.
Согласно сведениям Отдела накопления, обработки, хранения и выдачи документов ЗАГС управления ЗАГС Брянской области от 25.07.2022 г. Коробова Валентина Васильевна (истец), состояла в зарегистрированном браке с К., брак расторгнут <дата> К. умер <дата>.
У истца и ее бывшего супруга имеются дети: К.И., К.Р..
Положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Заочным решением Фокинского районного суда г. Брянска от 20.11.2017 г. исковые требования Фокинской районной администрации города Брянска к К., К.Р., Коробовой В.В., Плужниковой И.В., П.В., К.В. о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и снятии с регистрационного учета были удовлетворены. Суд постановил выселить К., К.Р., Коробову В.В., Плужникову И.В., П.В., К.В. из занимаемого ими жилого помещения, расположенного <адрес> в жилое помещение, расположенное <адрес>. Решение является основанием для снятия К.Р., Коробовой В.В., Плужниковой И.В., П.В., К.В. с регистрационного учета <адрес>.
Апелляционным определением Брянского областного суда от 09.08.2018 г. заочное решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20.11.2017 г. оставлено без изменения, тем самым оно вступило в законную силу. Суд апелляционной инстанции указал, в своем определении, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает обязанность предоставления отдельных квартир в связи с выселением из непригодного жилья нескольких семей. При этом, жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
Как следует из сведений, предоставленных ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 04.08.2022 г., жилой дом <адрес>, а также жилые квартиры в нем были исключены из реестра муниципальной собственности, на основании распоряжения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 31.01.2022 г. № 29-р «Об исключении из реестра муниципальной собственности объекта недвижимости по <адрес>».
На основании постановления Брянской городской администрации № 2319-п от 22.07.2019 г. «О сносе аварийного и/или непригодного для постоянного проживания жилого дома <адрес>», указанный жилой дом подлежал сносу и списанию с баланса.
Договор социального найма с Коробовой В.В. районной администрацией не заключался.
Согласно пп.1 п. 1 Постановления Брянской городской администрации № 2702-п от 01.08.2017г. «О распределении квартир гражданам города Брянска, проживающим в непригодном для постоянного проживания в жилищном фонде», К. на состав семьи шесть человек распределена двухкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Советской районной администрации г. Брянска поручено заключить договор социального найма с семьей Коробовых.
В 2019 году Советской районной администрацией было подано исковое заявление в суд о понуждении к заключению договора социального найма семьи Коробовых.
Заочным решением Советского районного суда г. Брянска от 02.04.2019 г. суд обязал К., Плужникову И.В., Коробову В.В., П.В., К.В., К.Р., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.В.Р. заключить с Советской районной администрацией г. Брянска договор социального найма на жилое помещение, расположенное <адрес>. Решение суда вступило в законную силу.
Согласно вышеуказанному судебному акту Советским районным судом г. Брянска были выданы исполнительные листы, которые направлены в адрес Советского РОСП г. Брянска для принудительного исполнения.
Исходя из поквартирной карточки, предоставленной ООО УК «К.У.Б», по <адрес>, по состоянию на 09.08.2022 г. никто не зарегистрирован, собственником помещения является муниципальное образование г. Брянск.
Таким образом, заочное решение Советского районного суда от 02.04.2019 г. в настоящее время не исполнено, лица не заключили договор социального найма жилого помещения, предоставленного им на основании решения суда.
Разрешая требования Коробовой В.В. о предоставлении ей специализированного жилого помещения, как инвалиду - колясочнику, суд приходит к следующему.
Истец настаивает на обязании ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, поскольку она является инвалидом – колясочником.
Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (часть 2).
Частью 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. ст. 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Коробова В.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, не состоит, малоимущей не признана.
Суд приходит к выводу о том, что вопрос о предоставлении истцу жилого помещения, обеспечивающего условия проживания инвалида-колясочника, может быть разрешен путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда г. Брянска, на основании заявления. Реализация указанного порядка определяется волеизъявлением самого истца, путем подачи ею заявления о нуждаемости в специальной социальной защите.
На основании изложенного, при данном положении дела, у суда не имеется законных оснований, для удовлетворения исковых требований Коробовой В.В.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коробовой Валентины Васильевны к Брянской городской администрации о признании права, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Сочень
Мотивированное решение суда изготовлено 20.10.2022 г.