№ 2-347 /2020
№ 88- 3877/2021
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С.,
судей Воробьевой Н.В. и Куратова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности
по кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» в лице представителя по доверенности Панченко А.П. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С., представителя ОАО «Российские железные дороги»- Маклюк Т.В., прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для защиты объекта транспортной инфраструктуры – мост через реку Илистая (длина 260,2 м) на 9121 км перегона Орехово-Приморское-Перелетный (нечет. направления), мост через реку Илистая (длина 257,97 м) на 9121 км перегона Орехово-Приморское-Перелетный (чет. направления) Дальневосточной железной дороги- филиала ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с частью 9 статьи 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденным приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 года № 145, указав, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства аккредитованными подразделениями транспортной безопасности не осуществляется, аккредитованное подразделение не привлечено, собственное не создано. Несоблюдение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности в отношении указанных в исковом заявлении объектов транспортной инфраструктуры создает угрозу безопасности деятельности Дальневосточной дирекции инфраструктуры что в свою очередь, может повлечь совершение актов незаконного вмешательства и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, юридическим лица, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 января 2021 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» в лице представителя по доверенности Панченко А.П. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового судебного постановления.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений по следующим основаниям.
Проанализировав положения статьей 7, 37, 41 Конституции Российской Федерации, статей 2, 4, 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495, Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 74, и, установив неутверждение плана обеспечения транспортной безопасности на момент рассмотрения спора, непривлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, непроведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку требования закона нарушены ответчиком.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что с 1 января 2021 года признаны утратившим силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495, основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений являться не могут, поскольку данные Требования действовали на момент рассмотрения спора в суде. Более того, правовое регулирование спорных правоотношений в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1633, не изменилось.
Иные доводы жалобы о нарушении норм материального права, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую оценку, о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.
Оснований, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе не представлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» в лице представителя по доверенности Панченко А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи