РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«12» августа 2021 года г.Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего Котовой Т.С.,
при секретаре Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» об обязании устранить нарушения,
Установил:
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском об обязании ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации комплекса ГТС осетрового рыбоводного завода «Житненский», расположенного в <адрес>, посредством произведения расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направления его на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.
В обосновании требований указано, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обеспечении безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории <адрес>, в ходе которого установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на балансе Учреждения числится водохозяйственный комплекс –ГТС осетрового рыбоводного завода «Житненский», расположенного в <адрес>. Эксплуатация данного ГТС осуществляется ответчиком с нарушением требований федерального законодательства, в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС (срок действия предыдущего расчета закончился). В целях выполнения вышеуказанных требований об обеспечении безопасности ГТС прокуратурой в адрес руководителя Филиала 16.04.2021 внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако согласно ответу на указанное представление от 14.05.2021 №03-07/40 ответчиком нарушения закона не устранены.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
На основании приказа ФГБУ «Главрыбвод» (далее – Учреждение) от 10.10.2017 № 201 «Об оптимизации структуры ФГБУ «Главрыбвод» Управление вододелителя и нерестилищ филиал ФГБУ «Главрыбвод» переименовано в Каспийский филиал ФГБУ «Главрыбвод».
Согласно п. 1.2 Положения о Каспийском филиале ФГБУ «Главрыбвод», утвержденного приказом ФГБУ «Главрыбвод» от 15.01.2018 № 4, филиал является обособленным (структурным) подразделением ФГБУ «Главрыбвод», расположенным вне места нахождения ФГБУ «Главрыбвод» и осуществляет функции ФГБУ «Главрыбвод» в зонах деятельности Филиала.
В силу п. 2.4.9 указанного Положения основными видами деятельности учреждения является, в том числе содержание и обеспечение эксплуатации гидротехнических сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на балансе Учреждения числится водохозяйственный комплекс ГТС осетрового рыбоводного завода «Житненский», расположенного в <адрес>.
Прокуратурой установлено, что эксплуатация данного ГТС осуществляется ответчиком с нарушением требований федерального законодательства.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется посредством обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу требований ст. 9 вышеуказанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Кроме того, данной нормой на собственника возложены обязательства по обеспечению контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществления оценки безопасности гидротехнического сооружения, разработке и своевременному уточнению критериев безопасности гидротехнического сооружения, систематическому анализу причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременному осуществлению разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; проведению регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Более того, для организации постоянной эксплуатации ГТС в соответствии с требованиями безопасности требуется создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей нормам и правилам квалификации работников эксплуатирующей организации, финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
При этом, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
О необходимости определения величины финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (вероятный вред) также свидетельствуют требования Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 №876.
В соответствии с пунктами 3, 4 данных Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
В силу п.п. 3-6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 №876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется – орган надзора); на основании представляемых ему владельцем гидротехнического сооружения:
расчета вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и настоящими Правилами;
документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).
Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора указанные в пункте 4 настоящих Правил документы вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации – вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.
Орган надзора в 3-месячный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, определяет на срок не более 5 лет величину финансового обеспечения ответственности или направляет владельцу гидротехнического сооружения мотивированный отказ в определении этой величины.
Однако в нарушение данных требований федерального законодательства учреждение осуществляет эксплуатацию вышеуказанного гидротехнического сооружения в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС (срок действия предыдущего расчета закончился).
В целях выполнения вышеуказанных требований об обеспечении безопасности ГТС прокуратурой в адрес руководителя Филиала 16.04.2021 внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако согласно ответу на указанное представление от 14.05.2021 №03-07/40 ответчиком нарушения закона не устранены.
Таким образом, до настоящего времени ответчиком требования представления не исполнены, деятельность ответчика по эксплуатации гидротехнического сооружения осуществляется в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» об обязании устранить нарушения – удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации комплекса ГТС осетрового рыбоводного завода «Житненский», расположенного в <адрес>, посредством произведения расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направления его на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.С. Котова
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
«12» августа 2021 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Котовой Т.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» об обязании устранить нарушения,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» об обязании устранить нарушения – удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации комплекса ГТС осетрового рыбоводного завода «Житненский», расположенного в <адрес>, посредством произведения расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направления его на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.С. Котова