Дело №2-209/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 г. г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.С.
при секретаре Герасимовой О.П.,
с участием прокурора Мирошниковой Е.А.,
представителя ответчиков Тарабан К.А.
третьих лиц Дианова Н.А., Боклиной Г.Н., Панафидиной Т.В., Елмановой В.Г., Александровой Н.И., Родновой Г.А., Ишакова В.В., Кологреева Г.Н., Мартын В.Ф., Бардаль А.А., Мурзиной Р.Р., Труфаловой Т.В., Арслановой Д.М., Федулова А.А., Объедков В.В., Минькова Ю.З., представителя ООО «Сияние» Мурзиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить недостатки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к УЖКХ администрации города Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения, указав, что Прокуратурой г.Оренбурга проведен анализ деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга по обеспечению жилищных прав граждан, переселенных из аварийного жилья. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы. Постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № – пп утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г.Оренбург» на 2013 – 2017 годы. Срок реализации программы установлен с 2013 по 01.09.2017г. В целях обеспечения реализации программных мероприятий, на основании заключенных муниципальных контрактов, на территории г.Оренбурга осуществлено строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> В последующем жилые помещения предоставлены гражданам. Установлено, что жилые помещения и общее имущество в выше указанных многоквартирных домах находится в состоянии, не обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. Согласно справке №пр от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной главным специалистом отдела нормативно-технического контроля Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, по результатам осмотра многоквартирных домов и жилых помещений в них выявлены значительные недостатки, свидетельствующие о надлежащем качестве предоставленного жилья, которые препятствуют его безопасной эксплуатации и требуют незамедлительного устранения. Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки и дефекты общего имущества жилых помещений в многоквартирных домах.
С учетом уточнений просит обязать УЖКХ администрации города Оренбурга и Администрацию г.Оренбурга устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества и жилых помещений многоквартирных домов по адресу: 1) <адрес>:
- устранить трещины на стенах, смежных с квартирами №, №;
- в квартирах №, № исправить некачественную укладку линолеума;
- в квартирах №, № устранить дефекты стен (трещины в штукатурке);
2) <адрес>:
- устранить причины попадания влаги через кровлю в помещения общего пользования;
3) <адрес>:
- устранить просадки отмостки по периметру дома;
- устранить причины протекания кровли, отслоение покрытия, раскрытие швов полотен, сморщивание покрытия, трещины, разрывы, не герметичность примыканий к вертикальным элементам конструкций;
- устранить причины попадания влаги через кровлю в помещения общего пользования;
В отношении иных жилых домов, упомянутых в первоначальном иске, определением от ДД.ММ.ГГГГ. требования выделены в отдельное производство.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Оренбурга, в качестве третьих лиц ООО «УОЖФ «Сияние», собственники и наниматели жилых помещений в спорных домах, НО «Фонд модернизации ЖКХ».
Представитель истца помощник прокурора г.Оренбурга Мирошниковой Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск с учетом последних уточнений.
Представитель ответчиков администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, дополнительно указав, что в целях реализации программ переселения были заключены строительные контракты. ООО «Автопортал» признано банкротом. В случае удовлетворения требований они не смогут предъявить к ним требования об устранения недостатков. Также пояснила, что обязанность нести бремя содержания жилых помещений на собственниках. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ООО «УОЖФ «Сияние» Мурзиной Р.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить, указав, что управляющая компания может сама произвести текущий ремонт жилых домов, но финансовые возможности ограничены, так как компания работает в убыток.
Третьи лица Дианова Н.А., Боклиной Г.Н., Панафидиной Т.В., Елмановой В.Г., Александровой Н.И., Родновой Г.А., Ишакова В.В., Кологреева Г.Н., Мартын В.Ф., Бардаль А.А., Мурзиной Р.Р., Труфаловой Т.В., Арслановой Д.М., Федулова А.А., Объедков В.В., Минькова Ю.З. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, указав, что дома, собственниками либо нанимателями квартир в которых они являются, имеют множественные недостатки. Они многократно обращались в различные инстанции, чтобы им исправили недостатки, но безрезультатно. В суд сами не обращались, но считают, что должны быть исправлены не только недостатки, указанные прокурором, но и иные.
Третьи лица ГЖИ по Оренбургской области, Общероссийский народный фронт в Оренбургской области, Департамент градостроительства и земельных отношений в Оренбургской области, НО Фонд модернизации ЖКХ в Оренбургской области, иные собственники и наниматели жилых помещений в спорных жилых домах в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц, указанных в данном абзаце, возложена обязанность по предоставлению этим лицам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.4.1 ст.1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются жилой дом или квартира, соответствующие санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Уровень износа жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположена предоставляемая квартира, не должен превышать 30 процентов.
Как разъяснено в п.10 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
На основании ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 681 ГК текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Таким образом, на орган местного самоуправления законом возлагается обязанность по предоставлению гражданам в связи с их расселением по указанным выше основаниям жилья, которое должно отвечать требуемому уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте; расселение граждан не должно привести к ухудшению их жилищных условий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилищные права собственника в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, собственник взамен аварийного жилья имеет право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения. Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из изложенных норм права, законодатель, устанавливая институт переселения граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу, а также предоставляя льготы в сфере жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходил из соблюдения конституционных жилищных прав граждан, не допущения их ухудшения, предоставляемое жилье должно соответствовать техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, отвечать его предназначению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Надлежащее исполнение обязанности по переселению граждан из аварийного жилья и надлежащее исполнение обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам (с учетом общего принципа добросовестности, установленного п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) предполагает предоставление жилого помещения гражданам в состоянии, пригодном для использования, то есть не имеющем недостатков.
Надлежащее исполнение функций заказчика предполагает при принятии объекта строительства предъявлять к застройщику требования по качеству принимаемого объекта в ходе приемки в порядке ст. 753 - 755 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ. по договору № ООО «Влад» приняло во временное владение и пользование (аренду) земельный участок общей площадью 14830 кв.м. с кадастровым номером №. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга и ООО «ЭСКО «Нефтегазсервис» заключили соглашение о продлении срока действия договора до ДД.ММ.ГГГГ, для строительства многоквартирных жилых домов.
Проектная документация была сформирована ЗАО «ЭСКО-Аудит» в 2015г. на 4 жилых дома.
Как указано во вступившем в законную силу 22.11.2016 года, решении Центрального районного суда г.Оренбурга, разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №, № от ДД.ММ.ГГГГ, №, № жилые дома были введены в эксплуатацию.
Тем самым по всем домам прошел установленный законодательством 5-летний срок гарантии, в рамках которой застройщик обеспечивает надлежащее качество объекта долевого строительства (ст.7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Из документов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга и ООО «ЭСКО «Нефтегазсервис» были заключены муниципальные контракты №, № № на право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, а также для предоставления по договорам социального найма иным категориям граждан.
Во исполнение названных муниципальных контрактов заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, а после ввода объектов в эксплуатацию Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга приняты объекты долевого строительства – большая часть жилых помещений (квартир) в жилых домах № по <адрес> строение 2); № (<адрес> строение 3) и № по <адрес> строение 4), при этом имелись жилые помещения, принятые гражданами, заключавшими от своего имени договоры долевого участия в строительстве и приобретшими жилье за собственный счет (в частности, <адрес>).
В предоставленном акте приема-передачи квартиры имеются указания на то, что жилые помещения пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Сторонами по делу не оспаривалось, и подтверждается документами, что после приемки квартир, выстроенных по заказу органа местного самоуправления, право собственности на них было зарегистрировано на МО г.Оренбург, а право оперативного управления – за УЖКХ Администрации г.Оренбурга.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма либо путем обмена в собственность в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а также по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках исполнения обязательств, установленных ст.1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ.
Согласно решению Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2017 года ООО «Промстрой 2005» признано банкротом. Открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Верейкин М.В.
В настоящее время большинство квартир в жилых домах по адресам <адрес> находится в собственности физических лиц (оформленных в порядке обмена собственниками аварийных жилых помещений либо в порядке приватизации нанимателями, получившими жилье в спорных домах по основаниям социального найма, либо приобретенных по договорам купли-продажи и долевого участия в строительстве).
До настоящего времени на условиях социального найма, специализированного найма заняты либо принадлежат МО г.Оренбург без данных о предоставлении следующие жилые помещения: в д.№ – <адрес> (иные в собственности), в д. № – <адрес> (иные в собственности), в д.№ – <адрес>, (иные в собственности), по <адрес>.
Согласно представленным суду договорам социального найма, заключенным администрацией города Оренбурга в лице Управления жилищной политики администрации города Оренбурга (наниматель-1), Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга (наниматель-2) с нанимателями - гражданами, переселяемыми из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и с гражданами, стоящими на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, (п.5,6) наймодатели обязались передать нанимателям по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
На основании договоров найма специализированных жилых помещений, наймодатели Администрация г.Оренбурга и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга в п.15 обязалась передать нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям МО г.Оренбург.
Во всех договорах также содержится обязательство наймодателей проводить капитальный ремонт жилого помещения (п.6в договоров социального найма и п.15.3 договоров специализированного найма), а также принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение (пункты 5б и 15.2 договоров соответственно).
В соответствии с п.1.5 Положения о нем, УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
В актах приема передачи жилого помещения имеется информация, что нанимателям передано жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, претензий не имеется.
Между тем, прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма жилых помещений.
Согласно представлениям Главе г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., при осмотре домов по <адрес>, обнаружены множественные строительные недостатки, которые прокурор требовал безотлагательно устранить.
Письмом Администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. прокурору был направлен план по устранению выявленных недостатков, приложенный к материалам дела, в котором с большей частью недостатков ответчик выражал согласие и устанавливал срок исправления до ДД.ММ.ГГГГ. или ДД.ММ.ГГГГ. (кроме тех недостатков, которые, как указывает Администрация г.Оренбурга, не могут быть устранены, т.к. не предусмотрены проектом строительства).
Из справки ГЖИ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. №пр усматривается, что специалистом проведен осмотр многоквартирных жилых домов и жилых помещений в них в целях определения их качества и соответствия законодательным нормам. В отношении спорных домов выявлены следующие неустраненные недостатки:
- в <адрес> – трещины на стенах, смежных с квартирами №; в квартирах № некачественная укладка линолеума (края не заведены под плинтус); трещины в штукатурке в квартирах <адрес>
- в <адрес> – следы залития через кровлю (предположительно старые),
- в <адрес> – просадка отмостки по периметру дома; множественные следы протекания кровли, отслоение покрытия, раскрытие швов полотен, сморщивание покрытия, трещины, разрывы, не герметичность примыканий к вертикальным элементам конструкций; следы залития через кровли множественные;
Как следует из приложенных третьими лицами доказательств, обращения в Администрацию г.Оренбурга и ее отраслевые органы, в управляющую организацию и др. по фактам выявления недостатков строительства жилых домов стали появляться с первых лет пользования недвижимым имуществом.
На основании решения Центрального суда г.Оренбурга от 07.10.2016 года, исковые требования прокурора Дзержинского района г.Оренбурга к обществу с ограниченной ответственностью «ЭСКО «Нефтегазсервис» о безвозмездном устранении недостатков в жилых домах удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью «ЭСКО Нефтегазсервис» обязали безвозмездно устранить недостатки, выявленные в пределах гарантийного срока в соответствии с проектной документацией: - по многоквартирному дому по <адрес> установить бордюрные пандусы; - установить контейнерную площадку для ТБО и КГИ, контейнеры возле домов <адрес>; - провести ремонт отмостки домов по <адрес> оборудовать межквартальный выезд возле домов <адрес>; -провести ремонт и восстановление кровельного покрытия домов №<адрес>; - восстановить систему электроснабжения домов <адрес>; - установить фасадное освещение, наружное освещение и освещение в местах общего пользования домов, <адрес>; - установить освещение в подвальных помещениях домов <адрес> по <адрес>; - подвести защитное заземеление в подвалах дома по <адрес>; - установить уплотнительные кольца в местах стыков канализационной трубы дома по <адрес>; - закрепить козырьки на крыше домов <адрес>; - провести ремонт и утепление ливненой трубы на 2 и 3 этаже дома по <адрес>. - установить почтовые ящики в подъезде по <адрес>; -принять меры к организации благоустройства дома №; - установить в подъезде № по <адрес> доводчик на железной двери, ручку на деревянной двери; - установить в подъезде № по <адрес> на 1 этаже крышку в распределительной коробке; - установить согласно проектной документации малые архитектурные формы, в соответствии с ГОСТ и проектной документацией, элементы озеленения, благоустройства придомовой территории: -баскетбольную площадку, - городок со скамейками; - карусель; - беседку; -песочный дворик; - форму «Паровозик»; - скамьи для взрослых в количестве 3-х штук; -скамью детскую; - урны в количестве 5 штук; - перекладины для хозяйственных нужд в количестве 4 штук; - полосу препятствий; - шведскую стенку; - рукоход; - турник; - площадку для прыжков в длину; - скамью для взрослых в количестве 6 штук; - урны в количестве 5 штук; - цветник; - альпийскую горку; - тополь пирамидный 22 шт; - ель голубую 8 шт; - спирея японскую 106 шт; - цветник (клумбы/ цветочницы) - 170 кв.м; - газон паркетный 3 500 кв.м; - пятунью гибридную; - примула первоцвет; - бархатцы, тагетис; - лихнис, зорьку. - установить электрические столбы для обеспечения дворового освещения домов по <адрес>. - провести ремонт мест стыков канализационной трубы в подъездах домов по <адрес>. - произвести строительство дороги с щебеночным покрытием вдоль домов -<адрес> в соответствии с проектной документацией.
Так, в отношении жилого <адрес> имели место обращения относительно протекания кровли, отсутствия освещения (по обращениям О.В. Бакаевой и Минькова Ю.З.).
Доказательствами по рассматриваемому делу подтверждается, что решение суда осталось в полной мере не исполненным.
Приложенными договорами управления подтверждается, что многоквартирными домами по адресам <адрес> управляет ООО «Управляющая организации жилищным фондом «Сияние».
В рамках рассмотрения заявленных требований по ходатайству участников процесса судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении исследования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> установлено, что в них имеются дефекты, повреждения и несоответствия требованиям действующей нормативно-технической документации, за исключением попадания влаги через кровлю в помещениях общего пользования жилого дома по <адрес> – факт экспертом не установлен. Все выявленные недостатки и несоответствия нормативным требованиям вызваны нарушениями, допущенными при строительстве жилых домов. Все выявленные недостатки являются устранимыми.
Способы устранения недостатков распределяются по видам ремонта на текущий и капитальный. Требуются следующие виды работ по выявленными недостаткам.
Дефекты отмостки жилого дома по <адрес> необходимо устранить в рамках капитального ремонта путем проведения следующих работ: - демонтаж существующей отмостки; - устройство новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя.
Протечки кровли в зоне расположения водоприемных воронок в жилом доме по <адрес> необходимо устранить в рамках проведения капитального ремонта путем замены существующих водоприемных воронок на новые с обеспечением герметичности узла их сопряжения с кровлей. Кроме этого, необходимо заменить поврежденные слои кровельного «пирога» (утеплитель, стяжка, пароизоляция) и восстановить поврежденные отделочные слои внутренних помещений. Выявленные дефекты кровли требуют проведения ее капитального ремонта с обеспечением требуемых уклонов.
В квартирах № и № жилого дома по <адрес> существующие трещины во внутренних стенах необходимо расшить и зачеканить цементно-песчаным раствором с последующим восстановлением поврежденных отделочных слоев. Работы провести в рамках капитального ремонта.
В квартирах № и № жилого дома по <адрес> требуется замена линолеума в помещениях с его недостаточной шириной (без заведения полотен под плинтус). Работы провести в рамках капитального ремонта.
Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению, составленному экспертами АНО научно-технологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ», так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением экспертов по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов аргументированы, компетентность экспертов не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.
При таких обстоятельствах экспертное заключение, не оспоренное никем из участников процесса, суд находит необходимым положить в основу выносимого решения.
Исследовав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города Оренбурга принятые на себя обязательства по договорам социального найма жилых помещений перед гражданами многоквартирных домов <адрес> не выполнены, предоставленные гражданам жилые помещения в указанных домах, не отвечают установленным санитарным, строительным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, поскольку конструкции жилого дома, выделенные по договору гражданам жилые помещения, общее имущество многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков.
В ходе исследования многоквартирного дома экспертом были установлены большинство заявленных нарушений, которые в основном являются недостатками строительства и устраняются только проведением капитального ремонта. В то же время, не установлено экспертом попадание влаги через кровлю в помещения общего пользования жилого дома по <адрес>.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что при наличии строительных недостатков и их последствий жилые помещения, представленные истцам под расселение органом местного самоуправления, не соответствуют установленным для жилых помещений требованиям, в связи с этим недостатки подлежат устранению за счет ответчика, предоставившего данные жилые помещения жильцам.
Так, в жилые помещения, расположенные в спорных домах, наниматели вселялись не на основании самостоятельного решения, а вследствие действий ответчика, предпринимавшего меры по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также при предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей.
Указанные действия ответчиком выполнялись на основании предписаний закона.
Каждый из многоквартирных домов строился большей частью по заказу ответчика и первоначально принадлежал МО г.Оренбург, при этом в ходе рассмотрения дела по существу нашли свое подтверждение доводы истца о недостатках, вызванных нарушением строительных норм и правил, которые возникли до передачи квартир в собственность и на условиях социального найма, специализированного найма переселенцам и сиротам, следовательно, должны быть устранены администрацией.
По существу, функции заказчика строительства не были надлежащим образом исполнены должностными лицами, действовавшими от лица муниципального образования город Оренбург, поскольку имеются сведения о недостатках, характер которых свидетельствует о том, что приемка осуществлялась таким образом, что остались без внимания недостатки, допущенные застройщиком не только в отдельных жилых помещениях, но и в той части, которая является общим имуществом многоквартирных домов. Несмотря на то, что выявленные недостатки относятся к недостаткам общего имущества многоквартирных домов, суд не находит оснований для освобождения муниципального образования от ответственности за них, так как получив в собственность дома, Администрация г.Оренбурга стала собственником и большей части общего имущества этих домов, при этом часть общего имущества многоквартирного дома до настоящего времени находится в муниципальной собственности, а часть общего имущества многоквартирного дома была передана в состоянии, требующем ремонта.
Поскольку муниципальное образование предоставило жилые помещения гражданам в состоянии, которое требует ремонта, соответственно, обязанность по устранению всех недостатков подлежит возложению на муниципальное образование.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ответчик не предоставил и нанимателям жилые помещения, отвечающие установленным требованиям качества и безопасности, в то время как предоставленные жилые помещения имеют существенные недостатки, которые ввиду их скрытого характера не были выявлены истцом при принятии жилого помещения, суд приходит к выводу о правомерности требований в целом.
Факт передачи в муниципальную собственность жилого помещения со строительными недостатками от застройщика, сам по себе не исключает ответственность органа местного самоуправления по исполнению обязательств по договору найма, поскольку положения договора социального найма, специализированного найма, заключенных между наймодателем (органом местного самоуправления) и нанимателем (гражданином), на застройщика не распространяются. Данное обстоятельство не лишает Администрацию г.Оренбурга права регрессных требований к застройщику в случае необходимости.
При изложенных обстоятельствах суд находит необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании произвести устранение недостатков рассматриваемых многоквартирных домов за счет ответчика Администрации г.Оренбурга. вместе с тем, требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку недостатки дома № экспертом не установлены, соответственно в части требований по данному дому следует отказать.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление имеет самостоятельный баланс, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1.6., 1.9).
Осуществляет функции по владению, пользованию объектами муниципального жилищного фонда в части организации работ по их содержанию и ремонту (п. 2.50).
Согласно п.2.56, 2.94 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № УЖКХ администрации города Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам.
В силу изложенного, поскольку УЖКХ администрации г.Оренбурга является функциональным органом, действующим по заданию и в рамках направлений деятельности, заданной Администрацией г.Оренбурга, в сфере предоставления и ремонта жилья, а также отражено в качестве наймодателя-2 в договорах социального найма, фактические полномочия органа местного самоуправления, которые он должен выполнить при обеспечении предоставления надлежащего жилья в рамках программы переселения, исполняются названным Управлением. Следовательно, до тех пор, пока соответствующие обязанности органом местного самоуправления возложены на УЖКХ, суд удовлетворяет иск к Администрации г.Оренбурга в лице указанного функционального органа, в случае же изменения функциональных обязанностей отраслевых органов Администрации г.Оренбурга обязанным по настоящему делу остается орган местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить трещины на стенах, смежных с квартирами № и №, трещины внутренних стен путем расшивки, зачеканивания цементно-песчаным раствором с последующим восстановлением поврежденных отделочных слоев;
- заменить линолеум в квартирах № и № с заведением полотен под плинтус.
Обязать Администрацию города Оренбурга в лице уполномоченного органа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга устранить недостатки многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>:
- устранить просадки в отмостке по периметру дома путем демонтажа существующей отмостки, устройства новой отмостки с предварительным трамбованием грунта и обеспечением проектных величин ширины и уклона, а также герметичности ее сопряжения с несущими конструкциями стен в уровне цоколя;
- устранить причины протекания кровли путем замены существующих водоприемных воронок на новые с обеспечением герметичности узла их сопряжения с кровлей, замены поврежденных слоев кровельного «пирога» (утеплитель, стяжка, пароизоляция) и восстановления поврежденных отделочных слоев внутренних помещений, а также обеспечения требуемых уклонов.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись Жукова О.С.
Мотивированное решение составлено 04.10.2021г.