Дело № 2-2062/2024
48RS0003-01-2024-002748-33
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2024 года г.Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего судьи Галимовой О.В.,
при секретаре Андревой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МАУК «Липецкий зоологический парк» г.Липецка о возложении обязанности по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка о возложении обязанности по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе проведенного прокуратурой анализа деятельности предприятий и организаций Липецкой области, касающейся принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий, выявлены нарушения в части разработки и согласования с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии периодов неблагоприятных метеорологических условий. Просил суд обязать МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 30.10.2024 года.
В судебном заседании помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Покидов М.Б. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, настаивал на удовлетворении требований. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Представитель ответчика МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства по представленным доказательствам.
Выслушав объяснения помощника прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Покидова М.Б., исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года №96-ФЗ (далее – Закон «Об охране атмосферного воздуха») настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха», в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 25 Закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 года №811 были утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласно которым требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1).
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов) (пункт 2).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3).
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 года №899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2012 года, регистрационный №23173) (далее - Порядок прогнозов о НМУ) (пункт 4).
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (пункт 5).
В периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования (пункт 17).
В соответствии с разработанными для источников выбросов мероприятиями, обеспечивающими выполнение условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований, для ОНВ определяются режимы работы структурных подразделений для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и составляется пояснительная записка. Рекомендуемый образец содержания пояснительной записки к мероприятиям при НМУ на ОНВ представлен в Приложении № 2 к настоящим Требованиям (пункт 18).
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097). Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (пункт 19).
Судом установлено, что МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка (ОГРН 1034800162946, ИНН 4825033928) согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.06.2024 года является действующим юридическим лицом, основным видом их деятельности является деятельность стоянок для транспортных средств.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №7566205 от 17.01.2023 МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка зарегистрировано как организация, имеющая объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, категория негативного воздействия III, адрес местонахождения: г. Липецк, ул. К.Маркса, влд.9.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Доказательств разработки ответчиком и согласования с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии периодов неблагоприятных метеорологических условий суду не представлено.
Таким образом, поскольку установленная законом обязанность по разработке и согласованию с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии периодов неблагоприятных метеорологических условий ответчиком не исполнена, суд приходит к выводу о наличии основания для возложения на МАУК «Липецкий Зоологический парк» обязанности разработки и согласования с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МАУК «Липецкий Зоологический парк» г.Липецка (ОГРН 1034800162946, ИНН 4825033928) разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 30.10.2024 года.
Ответчик вправе подать в Правобережный районный суд г. Липецка заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.В.Галимова
Заочное решение принято в окончательной форме 14.08.2024 года.