Дело № 2-811/18 23 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Никитиной Я.А..
при секретаре Александрове К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Технолес» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, указывая, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации, поступившей из ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» по вопросу нарушения ООО «Технолес» требований законодательства об отходах.
По результатам обследования Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества обнаружены места размещения отходов производства и потребления в следующих местах: 1) в квартале 47 выделах 5 и 6 Светогорского участкового лесничества выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления. По морфологическому составу свалка представляет собой: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы от уборки территории кладбищ, колумбариев, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), примерный объем отходов 100 куб.м. 2) в квартале 48 выдела 24 Северо-Западного лесничества Светогорского участкового лесничества выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления по морфологическому составу свалка представляет собой: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы производства бумаги и картона, примерный объем отходов 150 куб.м. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным, отходы размещены на почве, земельные участки лесного фонда, на которых размещены отходы производства и потребления находятся на праве аренды у ООО «Технолес» в соответствии с дополнительным соглашение от 03.04.2012 к договору аренды от 11.12.2008 года № 2-2008-12-87-З. Именно на ООО «Технолес» лежит обязанность по ликвидации свалки в рамках проведения санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий.
Истец, ответчик, третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин не явки, просьб об отложении дела слушанием, не представили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Ответчиком представлен в материалы дела письменный отзыв по иску, согласно которого ответчик заявленные исковые требования не признает, указав на то, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации муниципального образования.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц установлено ст. 45 ГПК РФ.
Требования прокурора направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, круг лиц, которые могут находиться в квартале 47 выделах 5 и 6 Светогорского участкового лесничества - не ограничен, что дает прокурору достаточные основания для обращения в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункта 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами, термины и определения», введенного в действие 01.07.2002 года Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 года № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальнее предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
На основании с ч. 9 ст. 14 Областного закона от 04.03.2010 года № 7-03 «Об обращении с отходами в Ленинградской области» в случае обнаружения на земельном участке брошенных отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении, пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
В соответствии с п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных в действие с 15.06.2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, указано, то при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках, где отходы хранятся без тары (навалом, насыпью или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой постройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В нарушение указанных требований на территории лесного фонда расположены отходы производства непосредственно на почве, вне специально оборудованного места.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14 Правил).
Как усматривается из материалов дела, не оспаривается ответчиком, в квартале 47 выделах 5 и 6 Светогорского участкового лесничества на земельном участке лесного фонда, расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. По морфологическому составу свалка представляет собой: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы от уборки территории кладбищ, колумбариев, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), примерный объем отходов 100 куб.м.; в квартале 48 выдела 24 Северо-Западного лесничества Светогорского участкового лесничества расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления по морфологическому составу свалка представляет собой: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы производства бумаги и картона, примерный объем отходов 150 куб.м., размещение отходов произведено на почве необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.
Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным, указанный лесной участок находится на праве аренды у ООО «Технолес» на основании договора аренды лесного участка № 2-2008-12-87-3 от 11.12.2008 года, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, сроком действия до 31.12.2052 года, в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка № 2-2008-12-87-3 от 11.12.2008 года ООО «Лесные технологии» переданы все права и обязанности по договору аренды № 2-2008-12- 87-3 от 11.12.2008 года ООО «Технолес», соглашение зарегистрировано в УФСГР кадастра и картографии по Ленинградской области 10.08.2012 года.
Согласно подпунктам «з»,«н»,«т» п.18 договора аренды от 11.12.2008 года № 2-2008-12-87-3 ответчик ООО «Технолес» обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов; выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, переданного по договору аренды ответчику, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, должна быть возложена на ответчика.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу что заявленный истцом ответчик является надлежащим, заявленные требования обоснованы, основаны на действующем законодательстве, подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности провести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных в квартале 47 выделах 5, 6, в квартале 48 выдела 24 Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» от захламления путем вывоза незаконно размещенных отходов на лицензированный полигон ТБО.
При определении срока исполнения решения суда суд учитывает характер возлагаемых на ответчика обязанностей, то, что требуется время, как для организации так и непосредственно для выполнения работ, в связи с чем полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, находя именно такой срок необходимым и достаточным.
В соответствии со статьей ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Технолес» провести мероприятия по очистке земельных участков, расположенных в квартале 47 выделах 5, 6, в квартале 48 выдела 24 Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» от захламления путем вывоза незаконно размещенных отходов на лицензированный полигон ТБО в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Технолес» государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.
Судья: