Дело № 12-15/17 .;Р Е Ш Е Н И Е г. Горнозаводск
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горнозаводск 17 марта 2017 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кушовой Л.Л.,
с участием защитника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Кадебской М.А. по доверенности от 13.12.2016 года № 23д-0576,
представителя государственного органа Жуковой О.В. по доверенности от 18.04.2016 года,
при секретаре Пегушиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске административное дело по жалобе ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление № 02-02/70-16 от 12.12.2016 года, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, которым ООО «Газпром трансгаз Чайковский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление № 02-02/70-16 от 12.12.2016 года, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований указал, что считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. ООО «Газпром трансгаз Чайковский» был заключен договор аренды лесного участка от 23.12.2013 года № 257. В соответствии с актом осмотра лесного участка от 30.05.2016 года установлено, что в выделах 18, 19, 48 квартала 149 Верхне-Усьвинского участкового лесничества ГКУ «Горнозаводское лесничество» проведена рекультивация земель. Работы по строительству объекта «напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» на данном лесном участке были проведены в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года. После проведения рекультивации лесные участки без замечаний были сданы арендодателю как пригодные для их использования по назначению, о чем 28.07.2015 года был составлен соответствующий акт приема-передачи рекультивированных земель. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, является использование лесов с нарушением условий, в том числе договора аренды. Постановлением установлено, что использование лесов с нарушением договора аренды лесного участка от 23.12.2013 года № 257, имело место в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года. После декабря 2014 года ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использование лесов не осуществляло. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ составляет 1 год. С учетом того обстоятельства, что использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка имело место в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года, то срок давности привлечения к административной ответственности истек в декабре 2015 года.
В судебном заседании защитник ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на заявленных требованиях настаивает.
Представитель государственного органа с заявленными требованиями не согласна.
Судом установлено, что 23.12.2013 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО «Газпром трансгаз Чайковский» заключен договор аренды лесного участка N 257, на основании которого ООО арендовало лесной участок площадью 1, 6779 га для производства работ по строительству объекта «Напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» в квартале № 149 выдела 18, 19, 48 на территории Горнозаводского муниципального района Пермского края, Горнозаводское лесничество, Верхне-Усьвинское участковое лесничество (л.д. 49-55).
23.11.2016 года государственным лесным инспектором Пермского края Полынским И.Е. в присутствии представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский» был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использует лесной участок в соответствии со ст. 45 Лесного Кодекса РФ без проекта освоения лесов и подачи деклараций, что является нарушением п.п. 13.1, 13.3, 13.4 условий договора. Действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ - Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Согласно постановлению № 02-02/70-16 от 12.12.2016 года, вынесенного начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, (л.д. 8-10). При рассмотрении административного материала представитель ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не участвовал.
Копия постановления направлена в адрес ООО «Газпром трансгаз Чайковский» 15.12.2016 года (л.д. 14) и получена адресатом 19.12.2016 года, о чем свидетельствуют сведения Почты России (л.д. 13).
Не согласившись с данным постановлением, 22.12.2016 года ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обратилось в суд с жалобой (л.д. 16), согласно штемпелю на конверте, то есть, в установленный законом 10-ти дневный срок.
Заслушав, защитника, представителя государственного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ выражается в использовании лесов с нарушением именно условий действующего договора аренды лесного участка и иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Судом установлено, что 23.12.2013 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО «Газпром трансгаз Чайковский» заключен договор аренды лесного участка N 257. На основании договора ООО арендовало лесной участок площадью 1, 6779 га для производства работ по строительству объекта «Напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» в квартале № 149 выдела 18, 19, 48 на территории Горнозаводского муниципального района Пермского края, Горнозаводское лесничество, Верхне-Усьвинское участковое лесничество. Срок действия договора аренды лесного участка от 23.12.2013 N 257 с 24.10.2013 года по 01.09.2014 года (л.д. 49-55).
Пунктом 13.3 договора аренды было установлено, что Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора.
Согласно акту приемки-сдачи рекультивированных земель от 28.07.2015 года (л.д. 11-12), комиссия осмотрела в натуре рекультивированный участок после проведения производства работ по строительству объекта «Напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» согласно договора N 257от 23.12.2013 года сроком до 1 года. Комиссия решила: принять рекультивированные земли площадью 1, 6779 га с последующей передачей их ГКУ «Горнозаводское лесничество».
Согласно акту осмотра лесного участка от 30.05.2016 года ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не использует лесной участок Верхнее-Усьвинское участковое лесничество, кварталы № 149 выделы 18, 19, 48 (л.д. 67). На дату проведения осмотра, работы на участке не велись, рабочая техника и люди отсутствовали.
Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использовало лесной участок в квартале № 149 выделы 18, 19, 48 для проведения работ по строительству объекта «Напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, в период с 24.10.2013 года по 01.09.2014 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Суд считает, правонарушение, совершенное ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в виде не выполнения обязанности согласно пункта 13.3 договора аренды № 257 от 23.12.2013 года, в установленном порядке разработать и представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора, не является длящимся.
ООО «Газпром трансгаз Чайковский» должно было к 23.03.2014 года представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, чего сделано не было, то есть, обязанность, предусмотренная правовым актом не была выполнена к определенному сроку, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока, а именно, с 24.03.2014 года и закончился 24.03.2015 года.
Довод о том, что правонарушение является длящимся, суд считает несостоятельным, по вышеуказанным причинам.
Срок действия договора аренды № 257 от 23.12.2013 года закончился 01.09.2014 года и Министерство природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края данный факт не отрицает (л.д. 22-23), это обстоятельство подтвердил представитель в судебном заседании и доказательств того, что договор был продлен, суду не представлено.
Несмотря на это, в своих возражениях на жалобу, федеральный государственный инспектор Полынский И.Е. говорит о Договоре № 257 от 23.12.2013 года, как о действующем (л.д. 24-30), что является необоснованным и опровергается материалами дела, в частности, письмом Минист ерства от 28.12.2016 года (л.д. 22-23).
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 23.11.2016 года в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» составлен в пределах полномочий должностного лица, что соответствует требованиям ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но за пределами срока действия договора аренды, а ответственность по ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена только за использование лесов с нарушением условий действующего договора аренды лесного участка, и за пределами срока привлечения к административной ответственности.
Соответственно, нарушена давность привлечения ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к административной ответственности, которая составляет 1 год, и закончилась 24.03.2015 года.
Следовательно, Постановление № 02-02/70-16 от 12.12.2016 года подлежит отмене и производство по делу подлежит прекращению согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
К Акту осмотра лесного участка от 30.05.2016 года суд относится критически, поскольку действие договора аренды закончилось в 2014 году и суду не представлено уважительных причин для составления вновь какого-либо акта, поскольку ещё 28.07.2015 года (л.д. 11-12), комиссия осмотрела в натуре рекультивированный участок после проведения производства работ по строительству объекта «Напорная канализация очищенных производственно-дождевых сточных вод» в составе стройки: «Профилакторий технического обслуживания автомобилей Гремячинского ЛПУМГ» согласно договора N 257от 23.12.2013 года сроком до 1 года и решила: принять рекультивированные земли площадью 1, 6779 га с последующей передачей их ГКУ «Горнозаводское лесничество», согласно акту приемки-сдачи рекультивированных земель. Акт подписан без замечаний.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 02-02/70-16 от 12.12.2016 года, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Никитиным М.А., которым ООО «Газпром трансгаз Чайковский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение 10 дней со дня получении копии постановления.
Судья Кушова Л.Л.