Решение по делу № 2-1221/2019 от 12.11.2019

Дело №2-1221/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Маркелова К.Б.,

при помощнике судьи Гаврюшиной В.А.,

с участием прокурора Умновой Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске, Республики Коми

19 декабря 2019 года гражданское дело по иску Ишуевой Е.С. к МУП «Муниципальные перевозки» МОГО «Усинск», администрации МОГО «Усинск», о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ишуева Е.С. обратилась в Усинский городской суд Республики Коми с иском к МУП «Муниципальные перевозки» МОГО «Усинск», которым просит суд взыскать с ответчика компенсация морального вреда в размере 70 000 руб.; судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.

В обосновании иска истец указала, что дд.мм.гггг. при переходи проезжей части по улице Парковая г.Усинска, была окружена стаей из трех бродячих собак, одна из которых укусила истца за . В связи с полученными повреждениями истец обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», где ей было назначено лечение в виде антирабических прививок. Укусом безнадзорной собаки истцу был причинен моральный вред, который выразился в физической боли от укуса, шраме на теле, испорченном отпуске по причине того, что истцу нельзя было прибывать на солнце и она вынуждена была выходит на улицу только в вечернее время.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Усинск».

Истец в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель ответчика администрации МОГО «Усинск» в судебное заседание не явился, в мотивированном отзыве просил отказать в удовлетворении требований и рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель МУП «Муниципальные перевозки», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав истца, заключение прокурора, полагавшего, что сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с администрации в размере 50 000 руб., изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, дд.мм.гггг. истец подверглась нападению безнадзорных (бродячих) собак.

дд.мм.гггг. истец была осмотрена врачом травматологом, установлен диагноз: «укушенная рана левого бедра», назначен курс антирабических прививок (л.д.13).

В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истцом пройден курс антирабических прививок (л.д.14).

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 №64-ФЗ, вступившего в силу 10.04.2015) мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-Эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 9.2, 9.5).

На основании ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от дд.мм.гггг. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3 ст.20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1,5,10 Закона Республики Коми от 01.01.2015 №115-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, начиная с 01.01.2016 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Во исполнение положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» Советом муниципального образования городского округа «Усинск» от 28.04.2016 №41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа «Усинск», за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Усинск» сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Усинск», в идее субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением администрации МОГО «Усинск» от 29.12.2017 №2309 «Об организации проведения на территории МОГО «Усинск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории МОГО «Усинск», по транспортировке безнадзорных животных на территории, а так же порядок организации деятельности приютов для безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск», порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории МОГО «Усинск», порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории МОГО «Усинск».

Согласно п.2 и п.4 Инструкции по отлову безнадзорных животных на территории МОГО «Усинск» отлову подлежат безнадзорные животные, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории МО ГО «Усинск» на основании муниципального контракта (далее – организации, осуществляющие отлов безнадзорных животных).

Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст. 151 ГК РФ.

дд.мм.гггг. между МКУ «УЖКХ» администрации МО ГО «Усинск» и МУП «Муниципальные перевозки» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию, учёту и регулированию численности безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск».

В соответствии с п.1.1, 1.2 контракта исполнитель обязан оказать услуги по отлову, транспортировке, содержанию, учёту и регулированию численности безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск» в соответствии с техническим заданием.

Согласно п.7.12 контракта исполнитель несет ответственность за ущерб, причиненный по его вине жизни, здоровью, имуществу Заказчика, получателя услуг, иных лиц в процессе оказания услуг.

Пунктом 2.1 Технического задания предусмотрено, что отлов безнадзорных животных осуществляется исполнителем, по заявке заказчика либо заявке граждан. Заявка, поступившая от граждан фиксируется в журнале заявок, с указанием даты и времени подачи заявки, места обитания безнадзорных животных, а также данных заявителя. Отлов безнадзорных животных на территории промышленной зоны, сел и поселков МО ГО «Усинск» согласовывается с заказчиком индивидуально по каждому обращению.

дд.мм.гггг. в МУП «Муниципальные перевозки» заявок от заказчика, либо граждан на отлов безнадзорных собак, по улице Парковая, Детская школа искусств г.Усинска, не поступало. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд признает, что администрация МО ГО "Усинск" не исполнила обязанностей по организации надлежащих мероприятий по отлову собак, находящихся на улице и в иных общественных местах, их содержания и использования на территории МО ГО «Усинск», о чем свидетельствует факт нападения собаки на истца.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Ишуевой Е.С. произошло в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на муниципальное образование законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными г. 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу ст.137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 32 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания факт причинения ему морального вреда предполагается.

Так, в соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые опросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Таким образом, рассматривая требование о взыскании компенсации морального вред, полученного при изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу причинен моральный вред, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика МО ГО «Усинск» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 50 000,00 рублей, которая, соответствует принципам справедливости и разумности.

    В связи с тем, что требования истца подлежат удовлетворению, подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 98 ГПК РФ судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 300 руб., поскольку освобождение органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины на основании пп 1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ не влечет освобождения от обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с бюджета администрации МОГО «Усинск» в пользу Ишуевой Е. С. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. и уплаченную госпошлину в размере 300 рублей, всего 50300 руб.

В удовлетворении исковых требований Ишуевой Е.С. к МУП «Муниципальные перевозки» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2019.

Председательствующий Маркелов К.Б.

2-1221/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ишуева Евгения Сабировна
прокурор
Ответчики
Администрация МОГО "Усинск"
МУП "Муниципальные перевозки" МО ГО "Усинск"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Маркелов Кирилл Борисович
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
13.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее