Решение по делу № 2а-209/2021 от 13.10.2021

Дело № 2а-209/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Крутиха      11 ноября 2021 г.

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Пряженниковой Н.А.,

при секретаре Орловой Е.М.,

с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Бондаренко Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение,

установил:

Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского района Алтайского края, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Крутихинского района Алтайского края в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие администрации Крутихинского района Алтайского края в непринятии мер по организации водоснабжения, а именно по проведению ремонтных работ на водопроводе, расположенном по адресу: <адрес>; возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность принять меры по организации водоснабжения, а именно по проведению ремонтных работ на водопроводе, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой района по результатам проверки соблюдения законности при организации холодного водоснабжения в с.Крутиха установлено следующее.

Согласно п.4 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 121-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Собственником объектов водоснабжения Крутихинского района, в том числе, водопроводных сетей в с.Крутиха является администрация Крутихинского района. Все имущество, предназначенное для целей водоснабжения, передано администрацией района на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоресурс».

Вместе с тем, проверкой установлено, что водопровод по <адрес> в <адрес>, посредством которого обеспечивается водоснабжение десяти двухквартирных и одного четырехквартирного жилых домов, не состоит на балансе МУП «Теплорусурс», право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано.

При проверке установлен факт длительного не устранения порыва на водопроводе по <адрес> в <адрес> – с выходом на место установлено, что напротив <адрес> МУП «Теплоресурс» с целью устранения порыва на водопроводе вскрыт грунт – произведены ремонтные работы, в ходе которых не была устранена авария на водопроводе (течь не устранена в полном объеме, так как данный участок выполнен из стальных труб и согласно информации администрации района крайне изношен и требует замены). Ремонтные работы на данном участке водопровода ранее уже проводились аналогичным образом МУП «Теплоресурс», которые фактически не устраняют имеющуюся проблему с водоснабжением населения данной улицы – обеспечение водоснабжения является ненадлежащим – с перерывами, с плохим напором, о чем неоднократно соответствующие заявки поступали в текущем году в Единую диспетчерскую службу района, которые были переданы в МУП «Теплоресурс», но последним фактически меры по восстановлению водоснабжения, проведению ремонтных работ не принимались, что является следствием того, что данный водопровод является бесхозяйным.

Износ сетей водоснабжения в с.Крутиха составляет более 65 %, не проведение их капитального ремонта, модернизации с момента введения в эксплуатацию приводит к поставке потребителям воды ненадлежащего качества. Изложенное свидетельствует о бездействии администрации Крутихинского района по надлежащей организации холодного водоснабжения потребителей.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства муниципалитетом меры по постановке указанного водопровода на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не принимаются, что влечет не надлежащее его содержание, эксплуатацию, вследствие чего произошла аварийная ситуация, которая не устранена должным образом.

В соответствии с п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч.1 ст.218 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В ч.3 ст.225 ГК РФ определено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Указанные нарушения влекут нарушение права неопределенного круга лиц на надлежащее водоснабжение, на надлежащее получение коммунальной услуги по питьевому водоснабжению, а также создает угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц в виду того, что яма, оставшаяся после вскрытия грунта в ходе проведения ремонтных работ, не зарыта и наполнена водой.

В судебном заседании заместитель прокурора Крутихинского района Алтайского края Бондаренко Д.Г. на удовлетворении административных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Крутихинского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд отзыв на административное исковое заявление прокурора, в котором со ссылкой на законность и обоснованность заявленных требований, указал о признании требований прокурора в полном объеме, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проверкой соблюдения законности при организации холодного водоснабжения в с.Крутиха, проведенной прокуратурой Крутихинского района, установлено, что в <адрес> имеется водопровод, посредством которого МУП «Теплорусурс» обеспечивает водоснабжение десяти двухквартирных и одного четырехквартирного жилых домов. Однако данный водопровод не состоит на балансе МУП «Теплорусурс», право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано (л.д. 7, 11, 22, 31).

Также при проверке установлен факт длительного не устранения порыва на водопроводе по <адрес> в <адрес> – с выходом на место установлено, что напротив <адрес> МУП «Теплоресурс» с целью устранения порыва на водопроводе вскрыт грунт – произведены ремонтные работы, в ходе которых не была устранена авария на водопроводе (течь не устранена в полном объеме, так как данный участок выполнен из стальных труб и согласно информации администрации района крайне изношен и требует замены). Ремонтные работы на данном участке водопровода ранее уже проводились аналогичным образом МУП «Теплоресурс», которые фактически не устраняют имеющуюся проблему с водоснабжением населения данной улицы – обеспечение водоснабжения является ненадлежащим – с перерывами, с плохим напором, о чем неоднократно соответствующие заявки поступали в текущем году в Единую диспетчерскую службу района, которые были переданы в МУП «Теплоресурс», но последним фактически меры по восстановлению водоснабжения, проведению ремонтных работ не принимались, поскольку данный водопровод является бесхозяйным (л.д. 5-6, 8-9, 7, 12-21, 23-26, 27-30).

Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ. В силу ч.3 ст.218 Кодекса, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Анализируя собранные и представленные по делу доказательства, оценивая их по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Крутихинского района Алтайского края в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес> края обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес>, являются обоснованными, поскольку по делу установлено, что собственник заявленного в иске водопровода по <адрес> в <адрес>, не определен. Данный водопровод ни у кого на балансе не числится. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют. В реестре муниципальной собственности администрации <адрес> он также не состоит. Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что данный объект является бесхозяйным.

Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст.225 ГК РФ).

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно обязан это сделать.

Согласно п.4 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 121-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Частью 5 ст.8 названного Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

В данном случае, отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем, надлежащая эксплуатация водопровода в <адрес> не осуществляется, что приводит к его разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В этой связи, административные требования прокурора признании незаконным бездействия администрации Крутихинского района Алтайского края в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес> края обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 № 52-ФЗ).

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее ПТЭ), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам, а также предусматривает обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективной работы.

Пунктом 2.10.1 ПТЭ предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, изношенность водопровода, расположенного по <адрес> в <адрес>, ориентировочно составляет 65 %. Данный участок водопровода требует замены, так как выполнен их стальных труб и крайне изношен (л.д. 7).

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, а также вышеприведенных норм действующего законодательства, обязанность по проведению работ по замене участка водопроводной сети, расположенной по <адрес> в <адрес>, необходимо возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края.

В соответствии с положениями ст.333.36 Налогового кодекса РФ по данному административному делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

    

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации Крутихинского района Алтайского края в непринятии мер по проведению ремонтных работ на водопроводе, расположенном по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность принять меры по проведению ремонтных работ на водопроводе, расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2021 г.

Судья      Н.А. Пряженникова

2а-209/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Крутихинского района
Ответчики
Администрация Крутихинского района
Суд
Крутихинский районный суд Алтайского края
Судья
Торопицына И.А.
Дело на сайте суда
krutihinsky.alt.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация административного искового заявления
14.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее