№ 88-423/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 27 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.,
Судей Храмцовой О.Н., Горбуновой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-627/2020 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о понуждении очистить земельный участок от несанкционированного размещения отходов,
по кассационной жалобе Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, отзывов на жалобу, представителей Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Родионову Т.Ю. и Администрации г. Екатеринбурга Патрушева Р.В., принявших участие в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Ботева В.Ю. о правомерности судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о понуждении очистить от захламления земельный участок.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки установлен факт несанкционированного размещения отходов различного содержания на земельном участке в соответствующих координатах, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты>, из земель, право государственной собственности на которые не разграничено. Наличие захламления участка может повлечь распространение пожаров, иные тяжкие последствия, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18 мая 2020 года исковые требования удовлетворены к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В иске к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 августа 2020 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга просит об отмене указанных судебных актов. Ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку организация ликвидации несанкционированных свалок на землях, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. В то время как администрация района уполномочена на выполнение мероприятий по предотвращению образования несанкционированных свалок и их ликвидации в отношении земельных участков, находящихся в собственности г. Екатеринбурга и бесхозяйных земельных участков.
В отзывах на кассационную жалобу третьи лица Администрация г. Екатеринбурга, ЕМУП «Спецавтобаза» полагают доводы жалобы обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области считает жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Иные лица в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем заблаговременного размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. От Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП «Спецавтобаза» поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения норм права были допущены при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, несанкционированное размещение отходов осуществляется на участке земли, расположенном в кадастровом квартале <данные изъяты> в черте г. Екатеринбурга, в границах территории Верх-Исетского района.
Указанный участок не предоставлен каким-либо субъектам, относится к землям, право собственности на которые не разграничено.
В составе отходов выявлены: отходы коммунальные твердые, отходы из жилищ крупногабаритные, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, древесные отходы от сноса и разборки зданий; покрышки пневматических шин отработанные; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками; бой бетонных изделий.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 3, 11, 51 Федерального закона от 25 октября 2011 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «Об администрации района г. Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 09 июня 2009 года № 15/6. Пришел к правомерному выводу о недопустимости несанкционированного размещения отходов производства и потребления, нарушении, тем самым, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Возлагая обязанность по ликвидации отходов на администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, суд исходил из того, что участок неразграниченных земель, где обнаружены отходы, находится в границах данного района; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа; администрация района является территориальным органом администрации города, осуществляет на территории района, где обнаружено размещение отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции в связи с чем обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района. Между тем, с такими выводами суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
На основании ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям местного самоуправления городских поселений и городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 8.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Областным законом от 19 декабря 1997 года № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления: участвует в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления; осуществляет сбор, обработку и подготовку аналитических материалов в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; ведет Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления; участвует в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; осуществляет экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; организует и осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, разрабатывает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области (ст. 4).
Согласно ст. 5 Областного закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные положения закона судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела не учтены. Оставлено без внимания, что Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» объем полномочий органов местного самоуправления определен только в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при этом перечень полномочий существенно отличается от полномочий субъектов Российской Федерации, сферой которых выступает обращение с отходами и, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Названным выше Областным законом «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта в области обращения с отходами иным образом не перераспределены.
При возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов судами не дано оценки, что в составе выявленных отходов, помимо твердых коммунальных отходов, обнаружены отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, древесные отходы от сноса и разборки зданий; покрышки пневматических шин отработанные; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками; бой бетонных изделий.
Более того, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, при обнаружении несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обязанность по ликвидации места их несанкционированного размещения подлежит возложению на собственника земельного участка.
Согласно п. 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 данного Закона.
На основании п. 4 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из ст. 2 Закона Свердловской области от 24 ноября 2014 года № 98-ОЗ полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «г. Екатеринбург» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
В соответствии с пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области данное Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «г. Екатеринбург». Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В силу приведенных выше положений законодательства, поскольку несанкционированное размещение отходов находится на земельном участке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам государственной власти Свердловской области (в лице МУГИСО), кроме того, в составе выявленных отходов, кроме твердых коммунальных отходов, имеются иные отходы, то сделанные судами выводы о возложении обязанности по ликвидации отходов на администрацию района являются ошибочными.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты не отвечают требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности судебных постановлений.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 августа 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи