11RS0016-01-2020-000890-56
дело № 2а-487/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт 8 октября 2020 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старцева П. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решения незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
Комарова Е.В., действуя от имени и в интересах Старцева П.А., обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выразившихся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 8700 кв.м., и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. Требования мотивированы тем, что вступившими в законную силу судебными решениями действия ответчика, связанные с отказом в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, признаны незаконными, в связи с чем, на административного ответчика неоднократно возлагалась обязанность восстановить нарушенное право административного истца путем рассмотрения его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. В целях исполнения решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.02.2020 №2а-91/2020 административный истец вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением, в котором просил исполнить решение суда путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. Между тем, письмом №1071/1308 от 18.06.2020 Старцеву П.А. вновь отказано в утверждении схемы расположения земельного участка причине несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к формату схемы расположения земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. Находя указанные действия незаконными, Комарова Е.В. обратилась с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 14.07.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04.08.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Неверов Д.А.
Административный истец Старцев П.А., административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и заинтересованное лицо кадастровый инженер Неверов Д.А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Будучи опрошенным ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., уполномоченная доверенностью, требованиям возражала, в обоснование указала, что основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось отсутствие в рассматриваемой схеме сведений о том, каким образом будет обеспечен доступ к испрашиваемому земельному участку.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, материалы административных дел Сыктывдинского районного суда Республики Коми №2а-495/2018, №2а-274/2019, №2а-91/2020, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 11.01.2018 Старцев П.А. обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 8700 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № Сыктывдинского района Республики Коми, для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
По итогам рассмотрения заявления Старцева П.А. органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» принято решение, оформленное письмом №54/586 от 19.03.2018, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по причине расположения испрашиваемого земельного участка в непосредственной близости от объектов ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрено установление санитарно-защитной зоны. Кроме того, в решении указано, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13.07.2018, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17.09.2018, решение администрации муниципального района «Сыктывдинский» №54/586 от 19.03.2018 признано незаконным. На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность устранить нарушение права Старцева П.А. путем рассмотрения его заявления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
С учетом постановленного судом решения, 06.11.2018 Старцев П.А. вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13.07.2018 путем рассмотрения его заявления от 11.01.2018.
По результатам рассмотрения заявления письмом от 28.11.2018 №3180/2765 заявление Старцева П.А. об утверждении схемы расположения земельного участка возвращено без рассмотрения со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа на здание, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, а также несоответствия представленной схемы расположения земельного участка требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762.
Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.03.2019 по делу № 2а-274/2019 решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», оформленное письмом № 3180/2765 от 28.11.2018, о возврате без рассмотрения по существу заявления Старцева П.А. об утверждении схемы расположения земельного участка признано незаконным. На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Старцева П.А., при отсутствии иных оснований для отказа.
Исполняя постановленные судом решения, повторно рассмотрев заявление Старцева П.А., письмом от 25.09.2019 №2252 Старцеву П.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в виду несоответствия представленной схемы расположения земельного участка требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, а также по причине расположения испрашиваемого земельного участка в зоне П-1 – зона коммунально-складских и промышленных объектов и производств V класса по санитарной классификации, в видах разрешенного использования которой отсутствует такой вид разрешенного использования как хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.02.2020 решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», оформленное письмом № 2252 от 25.09.2019, об отказе Старцеву П.А. в утверждении схемы расположения земельного участка признано незаконным. На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Старцева П.А. путем повторного рассмотрения заявления.
При обращении Старцева П.А. в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением об исполнении названного решения суда путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района вновь отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием в качестве основания такого отказа как несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к формату схемы расположения земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.
Ссылаясь на наличие вступивших в законную силу судебных актов, которыми решения администрации признавались незаконными, и, указывая об отсутствии законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, Старцев П.А. находил указанное решение органа местного самоуправления незаконным.
Названные обстоятельства явились поводом обращения Старцева П.А. за судебной защитой.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Положениями ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (пункт 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (пункт 13).
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схему расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как следует из пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены Приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди которых: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Процедура и порядок рассмотрения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» (далее – Административный регламент), утвержденным постановлением администрации МО муниципального района «Сыктывдинский» от 17.11.2015 № 11/1877.
В соответствии с п. 2.8 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявители подают в Орган, МФЦ заявление о предоставлении муниципальной услуги. В целях установления личности заявителя при обращении за получением муниципальной услуги заявителю для ознакомления необходимо представить документ, удостоверяющий личность. В случае если от имени заявителя действует лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, также представляется документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Пунктом 2.5 Административного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории муниципального образования, уведомление о предоставлении муниципальной услуги; или решение об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории муниципального образования, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Пункт 2.13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, регламентирующим, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Анализ приведенных положений, как действующего земельного законодательства, так и утвержденного Административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги, позволяет сделать однозначный вывод об исчерпывающих основаниях отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к коим предоставление информации о земельных участках общего пользования и территории общего пользования, о зонах с особыми условиями использования территории и местоположении зданий, при отсутствии таких сведений в государственном кадастре недвижимости не относится.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, администрацией муниципального района в своем решении от 18.06.2020 сделан вывод о несоответствии предоставленной Старцевым П.А. схемы расположения земельного участка требованиям к формату схемы расположения участка, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762. Так, органом местного самоуправления указано, что предоставленная схема не отображает земельные участки общего пользования и территории общего пользования, а также не содержит информации о зонах с особыми условиями использования территории и местоположении зданий, а равно не соответствует требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762.
Действительно, как указывалось выше в числе прочего, одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
Как следует из пункта 3 Требований, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из спорной схемы расположения земельных участков следует, что на схеме присутствуют отображения границ земельных участков, в границах учтенных земельных участков, кадастровые номера земельных участков, номер кадастрового квартала, условный номер образуемого участка с координатами характерных точек.
Как следует из письменных объяснений заинтересованного лица кадастрового инженера Неверова Д.А., вопреки доводам администрации муниципального района «Сыктывдинский», на подготовленной им по заказу Старцева П.А. схеме расположения земельного участка отображены объекты недвижимости, данные о которых имелись в Едином государственном реестре недвижимости на момент подготовки данной схемы, а именно, в 2018 году.
Согласно предоставленному по запросу суда фрагменту дежурной кадастровой карты, вблизи формируемого земельного участка земельных участков и территорий общего пользования, равно как и зданий на отраженных в схеме сформированных земельных участках, данные о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не имеется.
Доказательств того, что формируемый административным истцом земельный участок имеет общие границы с территорией общего пользования, материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств установления красных линий или зон с особыми условиями.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств несоответствия схемы расположения земельного участка, об утверждении которой просил административный истец, не представлено, суд приходит к выводу о незаконности отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Не может остаться без внимания суда и то обстоятельство, что изложенные в оспариваемом решении администрации муниципального района от 18.06.2020 основания отказа Старцеву П.А. в утверждении схемы расположения земельного участка являлись предметом судебной проверки в рамках административного дела №2а-91/2020 и признаны судом необоснованными.
Доводы представителя административного ответчика о том, что на схеме расположения не отражено как будет осуществляться доступ к формируемому земельному участку несостоятельны и не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, поскольку в данном случае указанные обстоятельства не были поименованы в оспариваемом решении в качестве основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Определяя на основании ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ способ восстановления нарушенного права административного истца, с учетом того, что суд проверяет законность оспариваемого решения в рамках изложенных в нем мотивов и оснований, а также принимая во внимание, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, суд в рассматриваемом случае полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность повторно рассмотреть заявление Старцева П.А. от 11.01.2018 в установленном земельным законодательством порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», оформленное письмом №1071/1308 от 18.06.2020, об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Старцева П. А. путем повторного рассмотрения его заявления от 11.01.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
В остальной части административные исковые требования Старцева П. А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15.10.2020.
Судья Ю.В. Рачковская