Дело № 2-3748/2024
УИД 68RS0001-01-2024-004655-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 30 октября 2024 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,
при секретаре Карташове А. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Татьяны Евгеньевны к Иванову Александру Николаевичу о признании отсутствующим права на выплату доли страховой суммы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании отсутствующим права на выплату доли страховой суммы в соответствии Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и Закона Тамбовской области от 08 апреля 2022 года № 77-3 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, объявленной президентом Российской Федерации 24 февраля 2022 года, и членам их семей».
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с ФИО1. От совместного брака родились дети: сын ФИО8 Павел, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО8 Маргарита, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруг являлся военнослужащим, проходил военную службу по контракту в восковой части 54607 Министерства обороны РФ и участвовал в специальной военной операции.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб в Донецкой Народной Республике, <адрес> при выполнении специальных военных задач.
На получение единовременного пособия (единовременной материальной помощи) и прав на страховые выплаты семьям, военнослужащим, погибшим при выполнении задач в ходе специальной военной операции кроме неё и двух детей претендует также отец ФИО1 - ФИО2, так как мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Отец ФИО1 - ФИО2 ушел из семьи в 1997 году и тогда же родители оформили развод, с указанного времени отношений он с ними никак не поддерживал, всячески уклонялся от выплаты алиментов (исполнительное производство находилось <адрес>ном отделе Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>), материальной помощи никакой не оказывал. ФИО1 в детском возрасте полностью находился на иждивении умершей матери ФИО3. В период совместного проживания её супруг ФИО1 отношений со своим отцом никак не поддерживал, она с ним не была знакома.
Истица в суде поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в суд не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
3-е лицо – представитель Военного комиссариата Тамбовской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в суд не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключила брак с ФИО1. От совместного брака родились дети: сын ФИО8 Павел, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО8 Маргарита, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруг являлся военнослужащим, проходил военную службу по контракту в восковой части 54607 Министерства обороны РФ и участвовал в специальной военной операции.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб в Донецкой Народной Республике, <адрес> при выполнении специальных военных задач.
На получение единовременного пособия (единовременной материальной помощи) и прав на страховые выплаты семьям, военнослужащим, погибшим при выполнении задач в ходе специальной военной операции кроме неё и двух детей претендует также отец ФИО1 - ФИО2, так как мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из показаний свидетеля ФИО6, сестры ФИО1, допрошенной посредством видеоконференц-связи, их отец ФИО2 ушел из семьи в 1997 году и тогда же родители оформили развод, с указанного времени отношений он с ними никак не поддерживал, всячески уклонялся от выплаты алиментов. Исполнительное производство находилось <адрес>ном отделе Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, затем мать отозвала исполнительный лист. ФИО1 в детском возрасте полностью находился на иждивении умершей матери ФИО3, материальной помощи ФИО1 никакой не оказывал.
Также истица подтвердила, что в период совместного проживания её супруг Иванов Н.А. отношений со своим отцом никак не поддерживал, она с ним не была знакома.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
В соответствии с положениями частью 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
В соответствии со статьей 2 Закона Тамбовской области от 08 апреля 2022 года № 77-3 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, объявленной президентом Российской Федерации 24 февраля 2022 года, и членам их семей» в случае гибели (смерти, признания безвестно отсутствующими или объявления умершими) при выполнении задач в ходе специальной военной операции военнослужащих, проживавших на территории Тамбовской области и (или) проходивших военную службу на территории Тамбовской области (далее - военнослужащие, проходившие военную службу), лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, проживавших на территории Тамбовской области и (или) проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации на территории Тамбовской области (далее - лица, проходившие службу в войсках национальной гвардии), лиц, заключивших в целях участия в специальной военной операции с Министерством обороны Российской Федерации (в лице военного комиссара Тамбовской области или военных комиссаров муниципальных образований Тамбовской области) на срок не менее 6 месяцев контракт о пребывании в добровольческом формировании, проживавших на территории Тамбовской области или прибывших в Тамбовскую область из других субъектов Российской Федерации (далее - лица, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании), либо их смерти до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации или исключения из добровольческого формирования, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации или выполнении условий контракта о пребывании в добровольческом формировании при выполнении задач в ходе специальной военной операции, членам их семей осуществляется единовременная денежная выплата в размере 1 (одного) миллиона рублей в равных долях.
Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44) разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62. пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт I статьи 65, статьи 69,73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N44).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть I статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденным. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года при разрешении спора о наличии у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью в виде единовременного пособия и страховой суммы подлежат учету их действия по воспитанию, развитию, материальному содержанию такого лица и имеющиеся между ними фактические семейные связи. В случае уклонения от выполнения обязанностей родителя такой родитель может быть лишен права на получение мер социальной поддержки, основанных на факте родства с погибшим военнослужащим, такие же выводы имеются в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2020 года № 41-КГ20-15-К4.
Поскольку судом установлено, что ответчик не принимал участия в воспитании сына Иванова Н. А., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, не предпринимал какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, то есть между отцом и сыном не имелось фактических семейных и родственных связей, суд признает отсутствующим право ФИО2 на выплату доли страховой суммы в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы сына ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Татьяны Евгеньевны к Иванову Александру Николаевичу удовлетворить.
Признать отсутствующим право Иванова Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на выплату доли страховой суммы в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ года в период прохождения военной службы сына Иванова Николая Александровича в соответствии Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и Закона Тамбовской области от 08 апреля 2022 года № 77-3 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, объявленной президентом Российской Федерации 24 февраля 2022 года, и членам их семей».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2024 года
Судья Заболотникова О.А.