Решение по делу № 2-2436/2022 от 15.04.2022

04RS0018-01-2022-002946-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2022 г.                                                                                   г. Улан-Удэ

    Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре судебного заседания Ануевой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Родной город» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском к ООО «Родной город», просит обязать ответчика незамедлительно после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

    Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ по обращению Бокова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Родной город» была проведена проверка. Согласно штатному расписанию в ООО «Родной город» создано рабочих мест: генеральный директор – , главный бухгалтер – , мастер по жилищному фонду – , мастер электрогруппы – , слесарь-сантехник – , электрик – , плотник – дворник – . Работодатель обязан создать безопасные условия, исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Специальная оценка труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики. И нормативно-правовому регулировании в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н. По факту непроведения специальной оценки условий труда прокурором ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ООО «Родной город» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Обществом ДД.ММ.ГГГГ сообщено о принятии мер по заключению договора с ООО «Сертификационный центр охраны труда». Между тем до настоящего времени договор на проведение специальной оценки условий труда с организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона №426-ФЗ не заключен, сведения в Реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда отсутствуют. Бездействие работодателя является причиной отсутствия сведений о вредных и (или) опасных производственных факторов, об отнесении условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников юридического лица.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора района по доверенности Цыренова А.В. исковые требования поддержала, изложив их так, как они указаны в иске.

    Представитель ответчика ООО «Родной город» по доверенности Снегирева Н.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что генеральным директором ООО «Родной город» Сахиновым А.В. предпринимались меры по проведению аттестации специальной оценки условий труда на рабочих местах.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические,    санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как следует из положений ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Судом установлено, что в ООО «Родной город» имеются рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда, к которым в частности относятся: генеральный директор – одно рабочее место, главный бухгалтер – одно рабочее место, мастер по жилищному фонду – одно рабочее место, мастер электрогруппы – одно рабочее место, слесарь-сантехник – два рабочих места, электрик – два рабочих места, плотник – два рабочих места, дворник – два рабочих места.

Вместе с тем, в нарушении требований трудового законодательства специальная оценка рабочих мест ответчиком не проводилась.

Факт отсутствия специальной оценки условий труда в ООО «Родной город» на указанных рабочих местах в течение последних пяти лет представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Между тем, отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в ООО «Родной город», уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Поскольку судом установлено несоблюдение ООО «Родной город» требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязывающей работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, что подтверждается материалами проверки, заявленные требования подлежат удовлетворению.

По факту непроведения специальной оценки условий труда прокурором ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ООО «Родной город» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Обществом ДД.ММ.ГГГГ сообщено о принятии мер по заключению договора с ООО «Сертификационный центр охраны труда».

Между тем до настоящего времени договор на проведение специальной оценки условий труда с организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона №426-ФЗ не заключен, сведения в Реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда отсутствуют.

При этом доводы представителя ответчика ООО «Родной город» о том, что им заключены договоры возмездного оказания услуг с ООО «Сертификационный центр охраны труда» не могут быть приняты во внимание, поскольку они не подписаны стороной ООО «Сертификационный центр охраны труда».

Доводы о том, что ответчиком ООО «Родной город» предпринимаются все необходимые меры по соблюдению норм действующего законодательства в области охраны труда основанием для освобождения от исполнения возложенных на работодателя законом обязательств по соблюдению требований по охране труда не является, поскольку положения ст. 212 ТК РФ являются императивными. Отсутствие денежных средств основанием для отказа в иске не является.

Таким образом, принимая во внимание, что проводимые мероприятия не позволили обеспечить проведение аттестации рабочих мест и нарушения трудового законодательства до настоящего времени ответчиком не устранены, суд считает, что предъявление исковых требований является правомерным и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Родной город» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест удовлетворить.

        Обязать ООО «Родной город» незамедлительно после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: генеральный директор – , главный бухгалтер – , мастер по жилищному фонду – , мастер электрогруппы – , слесарь-сантехник – , электрик – , плотник – , дворник – .

    Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                       Н.М.Цыденова

2-2436/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского раойна г. Улан-Удэ в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Родной город"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Цыденова Н.М.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
15.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Подготовка дела (собеседование)
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022Дело оформлено
01.09.2022Дело передано в архив
10.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее