Решение по делу № 2-312/2012 от 15.12.2011

Копия к делу № 2-312/2012

                               Майкопский городской суд Республики Адыгея

               Р Е Ш Е Н И Е

               Именем Российской Федерации

20 января 2012 года                                                                                   г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Сизо С.Ш.

        рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мавлеевой Антонины Юрьевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, включении в список претендентов на получение социальной выплаты и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Мавлеева А.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея. При этом пояснив, что заседанием комиссии по жилищным вопросам администрацией МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием к отказу послужило, то обстоятельство, что за ней закреплено жилое помещение. Считает данное решение не законным, т.к. общая площадь на одного человека составляет менее 10 кв.м. Таким образом, нуждающимися в улучшении или предоставлении жилья признаются граждане на которых приходится менее 10 кв.м. В настоящее время она действительно зарегистрирована в доле домовладения принадлежащего матери, расположенного по адресу <адрес> указанной 1/9 доле жилого помещения зарегистрировано 15 человек, таким образом, на каждого прописанного в ней человека приходится в среднем 1,9 кв.м.

    Просит суд признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей составом семьи 1 человек. Включить ее в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 1 человек и в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

    ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила исковые требования, просила суд взыскать с ответчика социальную компенсацию на приобретение жилого помещения в размере 767 250 рублей.

    В судебное заседание истица не явилась, представитель истца Агирова Б.Н. исковые требования уточнила, просила суд взыскать социальную выплату с учетом среднерыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения на первый квартал 2012 года, которая составляет 23 250 рублей.

    Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Бобин Л.Д., в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать на том основании, что за истцом сохранено право проживания и пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. и по <адрес>.

    Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании исковые требования не признала.

    Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Мавлеева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать – Нагайчук Н.С., отец - Нагайчук Ю.В. лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и Мавлеевой (Нагайчук) А.Ю..

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истца обращалась в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о признании ее составом семьи 1 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р, истцу было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что Мавлеева А.Ю. имеет закрепленное жилье, по адресу <адрес>, а так же по <адрес>.

Суд полагает, что отказ в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по этому основанию является незаконным по следующим основаниям.

Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из разъяснений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О следует, что при наличии за гражданами закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, данные граждане должны быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "<адрес>" в размере: 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права серии 01-РА от ДД.ММ.ГГГГ, матери истицы Нагайчук Н.С. принадлежит 1/9 доли домовладения по адресу: <адрес>, а общая площадь указанного домовладения составляет 251,3 кв. м. Таким образом, на 1/9 долю приходится 1,9 кв. м., по указанному адресу, согласно справки о составе семьи , зарегистрировано и проживает, семь человек, в том числе и истица.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 01-РА               от ДД.ММ.ГГГГ домовладение, расположенное по адресу                        <адрес>, /Дальняя <адрес> принадлежит Нагайчук Ю.В. на праве собственности, общая площадь составляет 83,9 кв.м. Из представленной суду выписки из домовой (поквартирной) книги, усматривается, что в домовладении по адресу: <адрес>, проживают и зарегистрированы 13 человек.

Таким образом, тот факт, что за истцом сохранено право проживания и пользования жильем, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащей матери истца не может служить основанием для отказа в постановке ее на жилищный учет, поскольку на Мавлееву А.Ю. приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> истец не имеет на праве собственности жилое помещение.

На основании положений п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ истец составом семьи 1 человек, как относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ                            «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «<адрес>» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ                        «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ                          «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ               «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Главным распорядителем указанных расходов согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об Уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по обеспечению жилым помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея несет субсидиарную ответственность по настоящему иску.

         Из материалов дела и пояснений представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея, установлено, что в 2012 года администрации МО «<адрес>» от Министерства образования направляются в начале января средства республиканского и федерального бюджета для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено «По желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилого фонда ему может быть предоставлена на основании надлежащего оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку».

Пунктом 8 «Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея.

В настоящее время кабинетом Министров Республики не установлена стоимость одного квадратного метра жилого помещения, поэтому суд руководствуется Приказом Министерства регионального развития РФ.

Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года», установлена стоимость одного квадратного метра при выплате или приобретения жилого помещения, которая составляет - 23 250 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 1 человек и следующих расчетов: 33 х 23250 руб. =767250 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере                    767250 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Иск Мавлеевой Антонины Юрьевны к администрации муниципального образования «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, включении в список претендентов на получение социальной выплаты и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить Мавлееву Антонину Юрьевну в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Мавлеевой Антонины Юрьевны за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 767250 (семьсот семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления решения, в окончательной форме.

Председательствующий: подпись                                    А. Н. Середа

Копия верна: судья                                                         А. Н. Середа

2-312/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мавлеева А.Ю.
Ответчики
Мин.образования РА
администрация МО "Город Майкоп"
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Середа Александр Николаевич
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
15.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2011Передача материалов судье
19.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2012Подготовка дела (собеседование)
13.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2012Судебное заседание
02.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее