Решение по делу № 2-2994/2023 от 15.02.2023

    54RS0005-01-2023-001545-19

    Дело № 2-2994/2023

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 декабря 2023 г.                                                  г. Новосибирск

    Ленинский районный суд города Новосибирска в составе:

    судьи Буровой Е.В.,

    при секретаре судебного заседания Калашниковой Я.А.,

    с участием истца Новиковой Я.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новиковой Яны Викторовны, Бердюгина Максима Николаевича, Бердюгиной Татьяны Анатольевны к мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельный и имущественных отношений о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка

    УСТАНОВИЛ:

Истцы Новикова Я.В., Бердюгин М.Н., Бердюгина Т.А. обратились в суд к ответчику с вышеуказанными требованиями, указывая, что мэрией г. Новосибирска отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> собственность по заявлению Новиковой Яны Викторовны от 11.08.2022.

    Новикова Я.В. является собственником ? доли, Бердюгин М.Н., Бердюгина Т.А. являются собственниками по ? доли каждый в праве собственности на жилой дом по <адрес>.

    Между мэрией г. Новосибирска и истцами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор м аренды со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка на территории г. Новосибирска, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером на срок до 15.11.2061г.

    11.08.2022 истцы, реализуя право, предусмотренное ст. 39.17 ЗК РФ, обратились с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

    В ответ на заявление о предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером , ответчиком было направлено уведомление от 06.09.2022 за о том, что земельный с кадастровым номером частично расположен в границах территории общего пользования, в связи с чем, вышеуказанный земельный участок не может быть предоставлен в собственность.

Истцы, полагая, что мэрией г.Новосибирска неправомерно отказано в приобретении земельного участка в нарушение требования указанной нормы Земельного кодекса РФ, просили:

признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 06.09.2022 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность Бердюгина М.Н., Бердюгиной Т.А., Новиковой Я.В. с учетом доли в праве собственности на жилой дом, расположенный на спорном участке, за плату без проведения торгов и направить проект договора в адрес истцов.

Новикова Я.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, повторив доводы, изложенные в иске.

Истцы Бердюгин М.Н., Бердюгина Т.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.

Применительно к правилам пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. №234, и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, в заявлении просило рассматривать дело в свое отсутствие. В письменном отзыве указано, что земельные участки, находящиеся в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны использоваться в соответствии с условиями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. В материалы дела истцами не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:063720:1 не входит в пределы береговой полосы, в которой запрещена приватизация земельных участков.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что индивидуальный жилой <адрес> года постройки, площадью 132,1 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности Новиковой Я.В. – ? доля, Бердюгина М.Н. – ? доля, Бердюгиной Т.А. – ? доля.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1002+/-3кв.м. передан для эксплуатации жилого дома <адрес> аренду Новиковой Я.В., Бердюгину М.Н., Бердюгиной Т.А. на основании договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора м от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о вступлении от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора от 15.11.2012м.

11.08.2022 Новикова Я.В. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1002 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В ответ на заявление Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска указано на отсутствие правовых оснований для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка ввиду того, что по имеющейся информации часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах территории общего пользования, установленной постановлением мэрии города Новосибирска от 30.03.2018 № 1134 «О проекте планировки территории, ограниченной ул. Тульской, рекой Тулой, ул. Сибиряков-Гвардейцев, ул. Петухова, ул. Хилокской, в Кировском и Ленинском районах».

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов, в частности осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Кодекса).

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов животного и растительного мира.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации и поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Пунктами 13 и 14 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водоохранная зона и прибрежная защитная полоса отнесены к зоне с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В силу положений пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Из заключения кадастрового инженера ООО «БТИ Сибири» следует, что как видно из ситуационного плана, земельный участок с кадастровым номером находится за пределами границ береговой линии р. Тула, то есть не попадает внутрь её.

Границы территориальных зон из постановления мэрии города Новосибирска от 30.03.2018 № 1134 «О проекте планировки территории, ограниченной ул. Тульской, рекой Тулой, ул. Сибиряков-Гвардейцев, ул. Петухова, ул. Хилокской, в Кировском и Ленинском районах» не были внесены в ЕГРН, что не позволяет однозначно трактовать расположение земельного участка в границах территории общего пользования согласно Постановления.

В рамках настоящего дела для установления входит ли спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:063720:1 в границы территории водоохранной зоны р. Тула была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Гео плюс».

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО «Гео плюс» от 30.10.2023 № 139/23-02, из рассмотренных обстоятельств следует однозначный вывод о том, что ни сам земельный участок с кадастровым номером (расположенный по адресу: <адрес>), ни какая-либо его часть, не находятся в границах береговой полосы реки Тула. Земельный участок истцов, существующий на местности в настоящее время, предназначен и фактически используется для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома и не занят «площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами», то есть не относится к земельным участкам общего пользования.

Таким образом, наличие «территорий общего пользования», фактически существующих либо проектных, которые предусматриваются Проектами планировки 2018 г. и 2022 г. в границах которых частично или полностью расположен спорный земельный участок истцов, не выявляется. Из фактически существующих ближайших к спорному участку ТОП рассмотрена береговая полоса реки Тула, в отношении которой проведено натурное исследование и сделан однозначный вывод о том, ни сам земельный участок истцов с КН 54:35:063720:1, ни какая-либо его часть, не находятся в границах данной ТОП – береговой полосы.

Из всего вышесказанного следует вывод, что решения органов власти и местного самоуправления, основанные на выводе об ограничении оборота земельных участков в связи с тем, что фактически существующие (но не вновь образуемые!) на местности много лет, прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки «накладываются» на территории общего пользования, которые фактически на местности отсутствуют, а «существуют» только в проектной планировочной документации (на самом деле, это проектные объекты «накладываются» на существующие объекты местности), нарушают права правообладателей таких земельных участков, так как не предусмотрены действующим земельным законодательством.

Суд принимает экспертное заключение от 30.10.2023 № 139/23-02, выполненное ООО «Гео плюс» в качестве допустимого доказательства, поскольку заключение в полной мере отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности доказательств, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на все поставленные вопросы, не содержит недостатков, вызванных необъективностью или неполнотой исследования, данное заключение подробно, мотивированно, обоснованно, согласуется с материалами дела, каких-либо объективных данных, позволяющих усомниться в правильности и обоснованности заключения эксперта, не установлено. В заключении эксперта имеются сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, подпись эксперта ФИО6

Таким образом, согласно выводам эксперта установлено, что сам земельный участок с кадастровым номером (расположенный по адресу: <адрес>), какая-либо его часть, располагаются за границами береговой полосы реки Тула.

Как установлено п. 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 названной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Запрет на предоставление земельного участка в частную собственность установлен в п. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, где указано, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении истцам земельного участка в собственность может являться только изъятие земельного участка из оборота или его отнесение к землям, ограниченным в обороте, в свою очередь ответчиком, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, что земли, расположенные в территориальной зоне «Водоохранная зона», «Прибрежная защитная полоса» относятся к землям, изъятым или ограниченным в обороте, которые, в основном запрещают складирование и хранение вредных ядовитых, взрывчатых веществ, размещение кладбищ, скотомогильников, радиоактивных отходов, сброс сточных вод и т.д. В границах ВЗ и ПЗП допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, в связи с чем, требования истцов о возложении на мэрию <адрес> в лице Департамента земельных и имущественных отношений обязанности принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность Бердюгина М.Н., Бердюгиной Т.А., Новиковой Я.В. с учетом доли в праве собственности на жилой дом, расположенный на спорном участке, за плату без проведения торгов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    исковые требования удовлетворить.

Признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в собственность по заявлению Новиковой Яны Викторовны от 11.08.2022.

Возложить на мэрию г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений обязанность рассмотреть заявление Новиковой Яны Викторовны от 11.08.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в собственность с учетом ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2023 года.

    Судья                    (подпись)                                     Бурова Е.В.

Подлинный документ подшит

в деле (наряде) № 2-2994/2023

Ленинского районного суда

г. Новосибирска

2-2994/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Новикова Яна Викторовна
Бердюгина Татьяна Анатольевна
Бердюгин Максим Николаевич
Ответчики
Мэрия г. Новосибирска
Другие
Красникова Ирина Валерьевна
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области
Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска
Суд
Ленинский районный суд г. Новосибирск
Дело на странице суда
leninsky.nsk.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2023Предварительное судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
01.11.2023Производство по делу возобновлено
04.12.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее