Судья Харченко А.Н. Дело № 33а-6661
25RS0007-01-2020-002863-84
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е19 августа 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Артемовского городского округа об оспаривании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Зубковой О.Ю. на решение Артемовского городского суда Приморского края от 30 июня 2020 года, которым административное исковое заявление Петровой Г.А. удовлетворено: признано незаконным решение администрации Артемовского городского округа, изложенное в письме №12385-С от 13 января 2020 года об отказе в образовании земельного участка площадью 1696 кв.м, на котором расположен многоквартирный <адрес> в <адрес>, согласно прилагаемой схеме; на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ПетровойГ.А.об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный<адрес> в <адрес> края, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации Артемовского городского округа Зубковой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Загуменной Р.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Петрова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Артемовского городского округа об оспаривании отказа администрации №12385-с от 13.01.2020 в образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> в <адрес> края, приложив схему расположения участка на кадастровом плане территории. В оспариваемом ответе администрация указала, что образование земельного участка под многоквартирным домом возможно только на основании проекта межевания и планировки территории, заявление истца будет учтено в порядке очередности с учетом финансирования мероприятий муниципальной программы на период 2021 – 2023 гг. Полагая, что земельный участок под многоквартирным домом может быть образован в порядке п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный истец просила признать незаконным отказ администрации Артемовского городского округа, выраженный в письме от 13.01.2020 №12385-с, обязать ответчика повторно рассмотреть по существу заявление от 2019 года №12385-с об образовании земельного участка к многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес> края.
В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель администрации Артемовского городского округа заявленные требования не признала, пояснив, что образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в силу п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ осуществляется на основе проекта межевания территории.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Артемовского городского округа просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения публичного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Как следует из материалов дела, собственники жилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> обратились с заявлением в администрацию Артемовского городского округа об образовании земельного участка площадью 1696 кв.м. под многоквартирным домом согласно прилагаемой схеме расположения участка на кадастровой карте территории.
В письменном ответе администрации от 13.01.2020 № 12385-с истцам разъяснено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется на основании проекта межевания территории, а не на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Истцу сообщено, что поскольку администрация уполномочена на образование земельного участка под многоквартирным домом, соответствующие работы будут проведены за муниципальный счет, в соответствии с перечнем территорий, в отношении которых будет готовиться документация по планировке территории и с учетом финансирования на 2021-2023 годы.
Признавая отказ незаконным, суд исходил из положений ст.16
Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.4 ст.36 Жилищного кодекса РФ и указал, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников жилых помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета. Формирование земельного учета относится к компетенции публичного органа, поэтому возможность формирования земельных участков в соответствии с проектом межевания территории и отсутствие бюджетных средств на обеспечение полномочий не может служить основанием для отказа в образовании земельного участка. Суд указал на то, что обращение любого собственника помещения в многоквартирном доме является основанием для формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.
Между тем выводы, изложенные в мотивировочной части решения не являются основанием для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемым ответом права истцов не нарушены, ответчик разъяснил им порядок и процедуру образования земельного участка под многоквартирным домом, которые не требуют восстановления прав в судебном порядке.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).
Согласно ст.39.20 Земельного кодекса РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Частями 3 и 4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Из содержания приведенных норм следует, что образование земельного участка под многоквартирным домом предложенным истцом способом противоречит закону и обоснованно отклонено ответчиком, поскольку земельный участок должен формироваться в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В данном случае, заявление административных истцов, направленное в администрацию является основанием для выполнения органом местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Ответчик обязан на основании заявления собственников жилых помещений инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок осуществления ответчиком полномочий по формированию земельного участка регулируется Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома».
В соответствии с п.13 названого Приказа, в целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию (п.14).
Таким образом, выполнение администрацией мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, имеет плановый характер и предусматривает очередность, следовательно, регулирование данных правоотношений судебным решением подменяет компетенцию уполномоченного органа и нарушает права собственников жилых помещений в многоквартирных домах, ранее подавших заявку на образование земельных участков на образование земельных участков под многоквартирным домом, тем самым нарушается баланс публичных интересов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения по данному делу.
Учитывая, что оспариваемый истцами письменный ответ администрации соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав административных истцов, ввиду того, что их заявление принято к исполнению органом, уполномоченным на образование земельного участка к многоквартирному жилому дому, заявленные Петровой Г.А. требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 30 июня 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.
ФИО1 отказать в удовлетворении административного искового заявления к администрации Артемовского городского округа об оспаривании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи