ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 88-12186/2024 (№ 8Г-4616/2024)
№ дела суда 1-й инстанции № 2-1139/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордеевой Ж.А.
судей Песоцкого В.В., Лопаткиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя, в защиту прав и законных интересов ФИО1, к Администрации города Симферополя Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
по кассационной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО4
на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года,
заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А.,
установила:
заместитель прокурора Центрального района города Симферополя, обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО1, к Администрации города Симферополя Республики Крым с исковыми требованиями об обязании Администрации г. Симферополя обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 июля 2023 года исковые требования удовлетворены. На Администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Симферополь Республика Крым, жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 июля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указала, что расходы администрации города Симферополя осуществляются в строгом соответствии с решением о бюджете муниципального образования, исполнение решения суда за счет средств администрации будет являться понуждением представительного органа Симферопольского городского совета Республики Крым к перераспределению финансовых средств путем внесения изменений по увеличению ассигнований на незапланированные расходы администрации города Симферополя, что возможно только за счет сокращения ассигнований на иные предусмотренные бюджетом нужды. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на соответствующий год из федерального бюджета. Указывает, что предоставление жилья и формирование Прогнозного Списка лиц, нуждающимся в обеспечении жильем сирот администрациями муниципалитетов осуществляется в соответствии с датой постановки на соответствующий учёт в органах местного самоуправления. Составление Списка из числа лиц детей - сирот, кому необходимо предоставить жилье вызвано объективными обстоятельствами: не выделение денежных средств на данные расходные обязательства до 18.03.2014г.; большое количество лиц из вышеуказанной категории в больших муниципальных образованиях (связано с высокой концентрацией в них учебных заведений, а также правом данных лиц выбирать место получение жилья по своему усмотрению. В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 состоит под №.
В 2023 году с целью реализации переданных государственных полномочий заключены 2 Соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией города Симферополя Республики Крым, согласно которым бюджету муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для приобретения 43 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлены межбюджетные трансферты федерального и республиканского бюджетов. Поскольку ФИО1 не вошел в соглашения на 2023 год, полагает, что права и законные интересы третьих лиц - иных детей-сирот из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, будут нарушены в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований.
Участвующий в деле прокурор ФИО10ВГ. настаивала на законности судебных постановлений, вынесенных в рамках настоящего дела, просила суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить судебные акты без изменения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ /далее ГПК РФ/ и ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью, в суде кассационной инстанции не устанавливаются обстоятельства дела и не исследуются доказательства, а проверяется правильность применения норм права, явка в суд кассационной инстанции не является обязательной, позиции участвующих в деле лиц полно и подробно изложены в материалах дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отложения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке в связи со следующим.
Судами установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в прокуратуру г. Симферополя с заявлением о предъявлении иска об обеспечении его жильем.
Как следует из свидетельства о рождении родителями ФИО1 указаны мать - ФИО5, отец - ФИО6
Решением Железнодорожного райнарсуда г. Симферополя от 16.07.1993 года ФИО6, <данные изъяты> и ФИО5, <данные изъяты> лишили родительских прав в отношении сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочери Аллы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 09.07.1993г. № ФИО1 определен в государственное учреждение Черноморскую школу интернат. В последующем был передан на воспитание в Гвардейскую Республиканскую школу-интернат № для детей-сирот.
Из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № <данные изъяты> следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют права ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.
Согласно выписке из постановления Администрации г. Симферополя от 04.06.2021г. № ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положением ст.57, ст.92, ст.98.1, ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.2, ст.8, ст.11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права путем удовлетворения требований о понуждении Администрации города Симферополя Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь, поскольку непредставление ФИО1 жилого помещения нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права на жилье, и поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям гражданского и жилищного законодательства, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно. Полагает, что, разрешая возникший спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и служили предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым дана правовая оценка и сделан мотивированный вывод об их отклонении.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Республики Крым, очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией г. Симферополь как уполномоченным органом исполнительной власти не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право истца на обеспечение жилым помещением не реализовано и не может зависеть от размера бюджета исполнительного органа и тем более от номера в списке очередности, поэтому правомерно восстановлено судами путем удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений по доводам кассационной жалобы.
Несогласие заявителя с оценкой, данной судом доказательствам, фактически является субъективным мнением заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены судебного постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должен быть разрешен спор, не может являться поводом для отмены судебных актов.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанций по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО4, – без удовлетворения.
Председательствующий
Ж.А.Гордеева
Судьи
В.В.Песоцкий
Н.А.Лопаткина