ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-28973/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
9 декабря 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И.,
судей Рипка А.С., Мирсаяпова А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чайковской Натальи Анатольевны на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2024 года, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 3 октября 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Чайковской Наталье Анатольевне, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Шимук Анне Петровне, Шатуну Сергею Васильевичу, Шатуну Михаилу Сергеевичу о признании недействительным распоряжений, договоров купли-продажи земельного участка и постановку на кадастровый учет земельного участка, признании права на земельный участок отсутствующим, признании недействительным результатов межевания, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН,
заслушав доклад судьи Рипка А.С., объяснения представителя Чайковской Н.А. – Рухлиной П.М., действующей на основании доверенности от 5 сентября 2023 года, представителя СНТ «Дубки» – Качуриной К.С., действующей на основании доверенности от 9 января 2024 года и в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в суд с иском к Чайковской Н.А., Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Шимук А.П., Шатуну С.В., Шатуну М.С. о признании недействительным распоряжений, договоров купли-продажи земельного участка и постановку на кадастровый учет земельного участка, признании права на земельный участок отсутствующим, признании недействительным результатов межевания, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов; вид категории: земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений; площадью1 000кв.м.; местоположением:<адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала №; государственная регистрация права (первично)№находится в границах земельного участка лесного фонда.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым № границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: кадастровыйномер №; категория земель: земли лесного фонда; площадь 8,3 га, адрес:<адрес>; правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права№ № декабря 2012 года.
Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым № границами Оренбургского лесничестваОренбургской областиследует, что в результате сопоставления материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым №, установленных по координатам из Единого государственного реестра недвижимости, установлено, что данный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда, площадь пересечения (наложения) составила 1 000 кв.м.
Считает, что сведения о земельном участке с кадастровым № в Единый государственный реестр недвижимости3 мая 2012 годанезаконно, при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов. Право собственности на данный участок было зарегистрировано24 января 2017 годазаА.П. Жанеевой, однако на основании какого распоряжения в выписке не указано. Земельный участок с кадастровым № момент его постановки на кадастровый учёт не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счёт земель лесного фонда, то есть выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами, уточнив в процессе рассмотрения спора свои исковые требования, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу окончательно просил суд:
- признать недействительным распоряжение Управления землепользования и развития пригородного хозяйства от22 апреля 2010 года№ 460«Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом №» в пункте 3 подпункт 3.70 и в пункте 4 в части п. 3.70;
- признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрациигорода Оренбургаот21 сентября 2012 года№ 4514-р «О предоставлении в собственность земельного участка А.П.Шимук»;
- признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером56:44:№
- признать недействительными договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым № января 2017 годамеждуА.П. Женеевойи С.В.Шатуноми от25 мая 2022 года между С.В.Шатуноми Н.А.Чайковской;
- признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым № Н.А.Чайковской;
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым № части в координатах границ земель лесного фонда, указанных в графическом совмещении границ:
№ точки |
Х |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
- исключить сведения о земельном участке с кадастровым № Единого государственного реестра недвижимости в вышеуказанных координатах границ земель лесного фонда, тем самым восстановить границы и площадь Оренбургского участкового лесничества Оренбургского лесничества в квартале 57 выделе 27, в квартале 58 выделе 2;
- указать в решении суда, что оно является основанием для Управления Росреестра поОренбургской областидля внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в части изменения сведений в местоположение границ земельного участка с кадастровым № в границах Оренбургского лесничестваОренбургской областипо границе земельного участка с кадастровым № координатах поворотных точек:
№ точки |
Х |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
В ходе рассмотрения настоящего спора, судом первой инстанции соответствующими определениями к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений администрацииг. Оренбурга, А.П.Шимук, С.В.Шатун, М.С.Шатун, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное казенное учреждение «Оренбургское лесничество», Управление Росреестра поОренбургской области, Садоводческое некоммерческое товарищество «Дубки», Муниципальное казенное учреждение «Земельный вектор», кадастровый инженерО.В. Селезнев,Д.С. Черных,Р.П. Умарханов, администрацияг. Оренбурга, Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйстваОренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2024 года исковые требования Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Чайковской Наталье Анатольевне, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Шимук Анне Петровне, Шатуну Сергею Васильевичу, Шатуну Михаилу Сергеевичу о признании недействительным распоряжений, договоров купли-продажи земельного участка и постановку на кадастровый учет земельного участка, признании права на земельный участок отсутствующим, признании недействительным результатов межевания, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН удовлетворены частично. Распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрацииг. Оренбургаот21 сентября 2012 года№ 4514-р «О предоставлении в собственность земельного участка А.П.Шимук» признано недействительным. Договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым № января 2017 года, заключенный междуА.П. Женеевойи С.В.Шатуноми от25 мая 2022 года, заключенный между С.В.Шатуноми Н.А.Чайковской признан недействительным. Признано отсутствующим право собственности Н.А.Чайковскойна земельный участок с кадастровым №. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым № результаты межевания земельного участка с кадастровым № части в координатах границ земель лесного фонда, указанных в графическом совмещении границ:
№ точки |
Х |
Y |
1 |
425273,35 |
2310821,99 |
2 |
425262,68 |
2310772,02 |
3 |
425282,24 |
2310767,92 |
4 |
425292,24 |
2310817,23 |
1 |
425273,35 |
2310821,99 |
признана недействительной. Сведения о земельном участке с кадастровым № из Единого государственного реестра недвижимости в вышеуказанных координатах границ земель лесного фонда, тем самым восстановлены границы и площадь Оренбургского участкового лесничества Оренбургского лесничества в квартале 57 выделе 27, в квартале 58 выделе 2. Решение суда является основанием для внесения Управлением Росреестра по<адрес>в Единый государственный реестр недвижимости сведений в части изменения сведений в местоположение границ земельного участка с кадастровым № в границах Оренбургского лесничества<адрес>по границе земельного участка с кадастровым № координатах поворотных точек:
№ точки |
Х |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 3 октября 2024 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2024 года оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, Чайковской Натальи Анатольевны – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Чайковской Натальи Анатольевны ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга от 22 апреля 2010 года № 460 «Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом квартале №» утверждены результаты инвентаризации земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом квартале №, общей площадью 156648 кв.м., в том числе, площадь земель общего пользования 19444 кв.м., расположенных в г. Оренбург. Уточнены фактические границы, площади и местоположение земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом квартале №: 3.70. земельный участок площадью 1000 кв.м., местоположение: <адрес> Земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений. Категория земель: земли населенных пунктов.
На основании распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 21 сентября 2012 года № 4514-р А.П. Шимук предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., местоположение: <адрес>. Земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала №. Разрешенное использование: земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, категория земель: земли населенных пунктов.
13 января 2017 года между А.П. Жанеевой (ранее Шимук) (продавец) и С.В. Шатун (покупатель) заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в частную собственность следующее недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, местоположение: <адрес>. Земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала №.
На основании договора купли-продажи от 25 мая 2022 года, заключенного между С.В. Шатун (продавец) и Н.А. Чайковской (покупатель), продавец продал, а покупатель приобрел в собственность следующее недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
Право собственности Н.А. Чайковской на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из землеустроительного дела на спорный земельный участок следует, что в отношении указанного земельного участка межевание проведено кадастровым инженером О.В. Селезневым 18 апреля 2012 года.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, площадью 8,3 га, расположенный по адресу: <адрес>, является Российская Федерация. Право собственности зарегистрировано 20 июня 2014 года.
Согласно письменным пояснениям филиала Публичной правовой палаты «Роскадастр» по Оренбургской области сведения о земельном участке с кадастровым номером № (категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – земельный участок в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений; площадь – 1000 кв.м. (уточненная); местоположение: <адрес> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 мая 2012 года на основании межевого плана от 16 апреля 2012 года, подготовленного кадастровым инженером О.В. Селезневым на основании распоряжения Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга № 460 от 22 апреля 2010 года «Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом квартале №».
Сведения об Оренбургском лесничестве в Оренбургской области (реестровый номер №) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 июня 2019 года на основании представленных Федеральным агентством лесного хозяйства документов, в том числе приказа Рослесхоза от 1 октября 2018 года № 806 «Об установлении Оренбургского лесничества в Оренбургской области», приказа Рослесхоза № 384 от 25 февраля 2019 года «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 октября 2018 года № 806 «Об установлении Оренбургского лесничества в Оренбургской области».
При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничества, земельный участок с кадастровым номером № располагался в границах Оренбургского лесничества в Оренбургской области с реестровым номером №. В рамках исполнения требований частей 15 и 16 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при внесении лесничества в Единый государственный реестр недвижимости, его границы были изменены путем исключения границ земельного участка с кадастровым номером № из границ лесничества.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок № находится в границах населенного пункта с наименованием: граница административного центра г. Оренбург» (реестровый номер №), внесенных в Единый государственный реестр недвижимости 30 марта 2023 года на основании Решения Оренбургского городского совета от 6 сентября 2011 года № 254 и представленных документов.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 декабря 2014 года на основании акта о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в границах регистрационного округа от 27 октября 2014 года. Земельный участок имеет следующие характеристики:
- адрес – Оренбургская область, Оренбургский административный район, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество квартала № 1 (за исключением выделов 8,9,10,11), 2, 3 (за исключением части выделов 12, 14, 15), 4-7, 8 (за исключением части выделов 1, 8), 9, 10, 11 (за исключением части выделов 4, 6), 12, 13 (за исключением части выделов 3, 11), 51 (за исключением части выделов 2, 3, 7, 12, 14, 15 выделов 11, 18-22), 52 (за исключением части выдела 17), 53 (за исключением части выдела 4), 54, 55, 56 (за исключением части выделов 3, 13, 16-18), 57 (за исключением выдела 5), 58;
- разрешенное использование – в соответствии со статьями 25, 87 Лесного кодекса Российской Федерации и лесохозяйственного регламента Оренбургского лесничества;
- категория земель – земли лесного фонда;
- площадь 13305885 кв.м;
- сведения об описании местоположения границ земельного участка отсутствует.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости правообладатель земельного участка – Российская Федерация.
Границы земельного участка с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, в связи с чем определить его расположение относительно границ лесничества не представляется возможным.
Границы населенного пункта с наименованием: граница административного центра г. Оренбург» (реестровый номер №) пересекают границы Оренбургского лесничества в Оренбургской области (реестровый номер №).
Указанное пересечение в соответствии с положениями части 2 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не является основанием для подготовки филиалом уведомления о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости при рассмотрении 30 марта 2023 года документов, представленных для внесения в реестр границ сведений о населенном пункте.
В подтверждение своих доводов в части наложения границ, названных выше спорных земельных участков, истцом представлены:
- графическое совмещение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами Оренбургского лесничества Оренбургской области;
- карта-схема расположения и границы пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий от 22 марта 2022 года № 519-ОРН;
-планшет № 6 лесоустройство 2016 года, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Геоземстрой».
Вступившим в законную силу решением Оренбургского областного суда от 27 сентября 2022 года административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Оренбургскому городскому совету, Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области о признании частично недействующим Генерального плана муниципального образования город Оренбург, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674, удовлетворены.
Судом постановлено: признать недействующим со дня принятия Генеральный план муниципального образования город Оренбург, утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674 (с изменениями, внесенными решениями от 6 сентября 2011 года № 254, от 9 июля 2015 года № 1091, от 26 июня 2020 года № 936, от 2 марта 2021 года № 66) в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в: г. Оренбург – в том числе, в квартале 57, выдела 1-29; в квартале 58, в части выделов 2-7.
Основанием для принятия данного решения суда явилось выполненное Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографическое совмещение (карты-схемы) материалов лесоустройства на границы населенных пунктов муниципального образования город Оренбург, определенные основным чертежом генерального плана, из которого следует, что в границы населенных пунктов муниципального образования город Оренбург включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в том числе: г. Оренбург, в квартале 57, выдела 1-29; в квартале 58, в части выделов 2-7.
При этом, суд пришел к выводу, что нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку не пройдены установленные законом согласительные процедуры с Рослесхозом.
Для определения юридически значимых обстоятельств по рассматриваемому делу, определением суда первой инстанции от 5 марта 2024 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту – Индивидуальному предпринимателю Е.А. Вичевой.
Согласно заключению эксперта – Индивидуального предпринимателя Е.А. Вичевой № 61/24 от 26 апреля 2024 года в ходе проведенной экспертизы установлено, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на границы Оренбургского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером №, что усматривается из схемы № 1.
Земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах Оренбургского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 806 № 1 октября 2018 года, а, следовательно, и в границах земельного участка с кадастровым номером №. Площадь наложения составляет 1 000 кв.м.
Установив указанные фактические обстоятельства дела и разрешая исковые требования, суд первой инстанции, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № был незаконно сформирован за счёт земель лесного фонда, поскольку пересекает границы земель лесного фонда, площадь наложения составляет 1 000 кв.м., в связи с чем установив нарушение прав Российской Федерации, как собственника земельного участка с кадастровым номером №, пришёл к выводу об удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, в лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса предусмотрено указание в актах органов власти о предоставлении земельных участков, договорах, государственном кадастре недвижимости и иных документах категории земельных участков, однако по смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Соответственно не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего права на земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Соответствующие правовые подходы изложены в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Судами правильно включены в предмет исследования вопросы, касающиеся формирования и фактического использования спорного земельного участка, наличия либо отсутствия в его границах лесных насаждений, законности возникновения прав ответчика и его добросовестности.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Таким образом, законодателем установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником – Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером № располагается и пересекает земли лесного фонда – земельный участок лесного фонда с кадастровым номером №, которые в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, то есть являются собственностью Российской Федерации.
Поскольку имело место включение в границы населенного пункта муниципального образования г. Оренбург лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Ранее состоявшимся решением суда, вступившим в законную силу, признан недействующим со дня принятия Генеральный план муниципального образования город Оренбург, утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674 (с изменениями, внесенными решениями от 6 сентября 2011 года № 254, от 9 июля 2015 года № 1091, от 26 июня 2020 года № 936, от 2 марта 2021 года № 66) в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в: г. Оренбург – в том числе, в квартале 57, выдела 1-29; в квартале 58, в части выделов 2-7.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание решение Оренбургского областного суда от 27 сентября 2022 года которым административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Оренбургскому городскому совету, Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области о признании частично недействующим Генерального плана муниципального образования город Оренбург, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674, удовлетворены, установив, что земельный участок с кадастровым номером № на момент заключения договоров купли-продажи не мог относиться к землям населенных пунктов, поскольку согласно данным как лесного реестра, так единого государственного реестра недвижимости, а также заключению проведённой по делу судебной экспертизы, спорный земельный участок,находился в лесном фонде в связи с чем отсутствуют основания для применения положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» суды пришли к выводу о том, что земельный участок лесного фонда выбыл из государственной собственности Российской Федерации вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем признали недействительными договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от 13 января 2017 года и от 25 мая 2022 года, поскольку совершение сделок с земельным участком лесного фонда нарушает установленный публичный запрет на изменение собственника земельных участков лесного фонда и, соответственно, исключили из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым № № относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации.
Уполномоченным органом решений о смене категории земельного участка лесного фонда не принималось.
Следовательно, как верно указано судами, у Управления землепользования и развития пригородного хозяйства отсутствовали правовые основания утверждать результаты инвентаризации земельных участков СНТ «Дубки» в кадастровом квартале №, не получив соответствующего разрешения Федерального агентства лесного хозяйства.
Спорный земельный участок был образован решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674 (с изменениями, внесенными решениями от 6 сентября 2011 года № 254, от 9 июля 2015 года №1091, от 26 июня 2020 года №936, от 2 марта 2021 года № 66), которое в последующем вступившим в законную силу решением Оренбургского областного суда от 27 сентября 2022 года в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в: г. Оренбург – в том числе, в квартале 57, выдела 1-29; в квартале 58, в части выделов 2-7, признано недействительным. Само включение земельного участка осуществлялось на основании акта инвентаризации, который правоустанавливающим документом не являлся.
Судами установлено, что спорный земельный участок полностью расположен внутри границ земель лесного фонда, какие-либо объекты, принадлежащие ответчику, на данном земельном участке отсутствуют.
Доводы жалобы о пропуске срока исковой давности отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку, отказывая в применений последствий срока исковой давности суды исходили из положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, данные в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» так как на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения исковая давность не распространяется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку судами установлено, что спорный земельный участок как по данным лесного реестра, так единого государственного реестра недвижимости находился в лесном фонде, спорный земельный участок полностью расположен внутри границ земель лесного фонда, какие-либо объекты, принадлежащие ответчику, на данном земельном участке отсутствуют.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Чайковской Натальи Анатольевны.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2024 года, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 3 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чайковской Натальи Анатольевны – без удовлетворения.
Председательствующий О.И.Серебрякова
Судьи А.С.Рипка
А.И.Мирсаяпов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2024 года
№ точки
Х
Y
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№ точки
Х
Y
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№ точки
Х
Y
1
425273,35
2310821,99
2
425262,68
2310772,02
3
425282,24
2310767,92
4
425292,24
2310817,23
1
425273,35
2310821,99
№ точки
Х
Y
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№