Дело № 2а-3007/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенковой Т. Н. к Государственному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, обязании устранить нарушение прав истца,
УСТАНОВИЛ:
Семенкова Т.Н.обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с административным иском к Государственному управлению государственного строительного надзора Московской области и просит признать незаконным отказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включении Семенковой Т.Н. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленный уведомлением от 01.08.2018г., на основании протокола заседания Комиссии от 01.08.2018 № ПК-22; обязать административного ответчика включить Семенкову Т.Н. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. № 560/пр.
Требования мотивированы тем, что 29.05.2014г. между ЖСК «Аврора» и АО «СУ-155» был заключен договор купли-продажи будущей недвижимости №СУ-ЖСК/3-9, в соответствии с условиями договора ориентировочный срок окончания строительства жилого дома – 3 квартал 2015г., право требования административного истца в отношении жилого помещения в многоквартирном жилом доме по <адрес>, подтверждается Договором об участии в ЖСК №104051/Ж09109-3-9 от 15.09.2014г., что также подтверждено определением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2016г. ЖСК «Аврора» был создан до даты применения изменений в ч.3 ст. 110 ЖК РФ (ФЗ №349-ФЗ от 30.11.2011г.) и вправе привлекать денежные средства граждан в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье при строительстве жилых домов, не выступая при этом в качестве застройщика. Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома являлось АО «СУ-155».
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.03.2016г. по делу №А41-1022/1 в отношении АО «СУ-155» введена процедура наблюдения, применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IXФедерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2018г. должник был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на Белокопыта А. В.. До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены.
09.12.2015г. Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «СУ-155» посредством участия в достройке объектов АКБ «Российский Капитал» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «СУ-155» должно было быть завершено не позднее конца 2018г. С целью организации строительства объектов группы компаний «СУ-155», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «Российский Капитал» (ПАО) создано ООО «РК Строй». В декабре 2015г. в зону ответственности АКБ «Российский Капитал» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «СУ-155» в 14 регионах России.
Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №61-ПРП-ММ от 22.01.2016г. в соответствии с письмом заместителя Председателя Правительства Московской области Е., о целесообразности передачи ЗАО «Стройпромавтоматика» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «СУ-155» в городском округе г.Звенигород, была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО «Стройпромавтоматика» с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «СУ-155»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «СУ-155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» был подписан соответствующий договор аренды земельных участков от 27.06.2016г., отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация.
В настоящий момент права застройщика (ЗАО «Стройпромавтоматика») подтверждаются договором аренды земельных участков б/н от 27.06.2016г., номер государственной регистрации 50-50/049/008/2016-4990/1, дата регистрации 28.07.2016г., актом приема-передачи от 09.08.2016г. земельных участков по договору аренды земельных участков от 27.06.2016г. Собственником земельных участков является АО «СУ-155». Между тем, решения Протокола №61-ПРП-ММ от 22.01.2016г. по достройке объектов мкрн. «Возточный 2,3» в рамках концепции достройки объектов ГК «СУ-155» застройщиком ЗАО «Стройпромавтоматика» не исполняются. Графики строительства проекта при его переуступке ЗАО «Стройпромавтоматика» де-факто сдвинулись еще дальше сроков, обозначенных в графике санации под ведением АКБ «Российский Капитал» (ПАО), который располагал гарантированным финансированием. с момента принятия правительственной концепции введены в эксплуатацию только два объекта высокой степени готовности (корпуса № 15,16) в октябре 2017г.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, административный ответчик отказал административному истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. №560/пр, мотивируя это тем, что административный истец не соответствует ни одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных в п.2 приложения № 1 к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина-участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ от 30.12.2004г. №214-ФЗ. Данный отказ административный истец считает незаконным, нарушающим ее право быть включенным в этот реестр, поскольку хоть ЗАО «Стройпромавтоматика» денежных средств граждан не привлекало, однако, отсутствие финансирования и возобновления строительства объектов, не соответствует критериям обеспечения достройки объектов и передачи квартир клиентам «СУ-155», лишает административного истца объема государственной поддержки, наравне с лицами, включенными в реестр, что является недопустимым.
Протокольным определением от 21.11.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий АО «СУ-155» Белокопыт А. В. (л.д. 110).
Административный истец Семенкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 69).
Представитель административного ответчика Государственного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку отказ в признании административного истца пострадавшим и во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, обоснован положением пп.1 п.10 приложения № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (далее- Приказ №560/пр), а именно: несоответствие заявителя одному из к, установленных в п.2 приложения № 1 к Приказу №560/пр (несоответствие пп.1,2 п.2 приложения № 1).
Федеральным законом от 28.12.2013 № 414-ФЗ внесены изменения в ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) и установлено, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии), а также установлены правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - правила).
Согласно п. 1 правил приложения № 2 к Приказу № 560/пр формирование и ведение реестра пострадавших граждан (далее - реестр) в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее - контролирующий орган).
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости переданы Главному управлению.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона Московской области № 84/2010-03 «О защите дшв граждан, инвестировавших денежные средства в строительство Многоквартирных домов на территории Московской области» центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, в пределах своих полномочий и в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с пп. 12.22 п. 12 Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» к компетенции Главного управления относится признание в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан.
В силу п. 1 приложения № 1 Приказа № 560/пр критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан.
Согласно п. 11 приложения № 2 к Приказу № 560/пр гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 10 приложения № 2 к Приказу № 560/пр.
В соответствии п. 10 приложения № 2 к Приказу № 560/пр заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных п. 2 приложения № 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных п. 6 настоящих Правил.
Согласно пп. 1, 2 п. 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект) за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;
6) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом №214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома.
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Одновременно п. 3 приложения № 1 Приказа № 560/пр установлено, что гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным п. 2 приложения № 1, относится к числу пострадавших граждан.
Представленный административным истцом договор не является договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 214-ФЗ. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона.
Таким образом, кроме просрочки исполнения обязательств застройщика отсутствия указанного прироста вложений в объект, необходимо установить, что на момент привлечения денежных средств гражданина для создания объекта (многоквартирного дома) должно быть совершено по договору участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Ссылаясь на практику судов при рассмотрении аналогичных заявлений, административный истец не учитывает, что в силу ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу с иными лицами не может служить основанием к отмене состоявшегося отказа в признании его пострадавшим (л.д. 72-76).
Заинтересованное лицо Белокопыт А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 114-123).
На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В частности, суд обязан проверить содержание оспариваемого решения на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 4 части 9), проверить наличие оснований для принятия оспариваемого решения и обоснованность его принятия (подпункт "в" пункт 3 части 9). При этом выводы, положенные государственным органом в основу принятого решения, должны быть подтверждены, то есть обоснованны.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, в редакции действующей в спорный период, утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра пострадавших граждан.
В соответствии с пунктом 10 приложения N 2 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе в связи с несоответствием его одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
В пункте 2 приложения N 1 указанного приказа указан перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Судом установлено, что 15.09.2014г. между Товариществом на вере (Коммандитным товариществом) «СУ - №155» и Компания», являющегося поверенным и действующее от имени ЖСК «Аврора» и пайщиком Семенковой Т.Н. был заключен договор об участии в ЖСК №104051/Ж09109-З-9, в соответствии с которым после завершения строительства жилого дома по строительному <адрес>, получения разрешения на его ввод в эксплуатацию и при условии выполнении пайщиком обязательств по внесению паевого взноса, что подтверждается справкой о выплате паевого взноса, пайщик приобретает право на оформление в собственность квартиры, расположенном в жилом доме по вышеуказанному строительному адресу, имеющей следующие проектные характеристики: 1-комнатная квартира, расположенная на 3 этаже, секция № 6, условный номер 2, тип слева, проектной площадью (с учетом балкона и/или лоджии) всех помещений 38 кв.м. В соответствии с п.1.6 договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома – не позднее 3 квартала 2015г., в соответствии с п.1.7. договора, срок может быть изменен по соглашению сторон. В соответствии с п.2.1 общий размер взносов, подлежащих внесению пайщиком для получения квартиры, составляет 1539000 руб., который состоит из вступительного взноса 153900 руб. и паевого взноса в размере 1385100 руб., которые пайщик обязалась оплатить в течение 3 дней с даты подписания договора (л.д. 12-21, 80-89).
16.09.2014г. Семенкова Т.Н. оплатила членский, вступительный, паевой взнос по договору №104051/Ж09109-З-9 от 15.09.2014г. в размере 154200 руб. (л.д. 22)а также 17.09.2014г. полностью оплатила паевой взнос в размере 1385100 руб., что подтверждается актом о полной выплате паевого взноса от 03.10.2015г. (л.д. 23, 108-109).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.07.2016г. по делу № А41-1022/2016 (резолютивная часть объявлена 13.07.2016г.) включены в реестр требований о передаче жилых помещений АО «СУ-155» требования участников строительства, в том числе Семенковой Т.Н. о передаче 1-комнатной квартиры, 6 секция, 3 этаж, номер на площадке 2, тип слева, проектной площадью (с учетом балконов и лоджий) 38 кв.м., расположенной в жилом доме по строительному <адрес>, оплаченной стоимостью 1539000 руб. (л.д. 24-29, 90-105).
Из уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 01.08.2018г., направленного Главным управлением строительного надзора Московской области в адрес Семенковой Т.Н. усматривается, что по результатам представленного ею заявления от 26.07.2018г. №3287/0 о включении в реестр пострадавших граждан, руководствуясь п.7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 №560/пр (далее- Приказ), Комиссией Главного государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее –Комиссия) принято решение об отказе во включении Вас в реестр пострадавших граждан (Протокол заседания Комиссии от 01.08.2018 №ПК-22), в связи с: несоответствием одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 Приказу: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ (л.д. 30, 66, 79).
27.06.2016г. между АО «Строительное управление № 155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» был заключен договор аренды земельных участков (л.д. 41-57).
Из сообщения от 20.11.2017г. Прокуратуры Московской области усматривается, что на территории микрорайона Восточный 2,3 города Звенигород Московской области застройщиком АО «СУ 155» с 2013 года велось строительство ЖК «Восточный», включающего в себя 16 жилых корпусов. На основании разрешения Министерства строительного комплекса Московской области от 05.11.2015 введен в эксплуатацию корпус 8. В последующем в отношении застройщика начата процедура банкротства, строительство приостановлено. Для завершения строительства администрацией городского округа Звенигород подобран новый инвестор ЗАО «Стройпромавтоматика», который взял на себя обязательства по завершению строительства 15 недостроенных домов. Минстрой России и Банк-сенатор «Российский капитал» поддержал переуступку прав новому инвестору. Банк «Российский капитал» передал по договору земельные участки, на которых организовано строительство, новому застройщику. разрешения на строительство корпусов в ЖК «Восточный» Министерством строительного комплекса Московской области переоформлены на застройщика ЗАО «Стройпромавтоматика». На основании разрешений Министерства строительного комплекса Московской области от 06.10.2017 введены в эксплуатацию корпуса 15 и 16. В настоящее время на контроле Главного управления государственного строительного надзора Московской области как строящиеся учтено 7 жилых корпусов №№3,6,9,10,11,12,14, фактическая готовность которых колеблется от 10 до 90%. Вместе в тем установлено, что строительные работа на 4 корпусах, приостановленные в 2015 году, фактически не возобновлялись. Извещения о начале строительства иных корпусов ЖК «Восточный» от застройщика в Главстройнадзор Московской области не поступали. Проверкой установлено, что администрацией г.о. Звенигород Московской области в нарушение требований закона Московской области от 01.07.2010 №84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» до настоящего времени не принято решение о признании проблемными объектами строительства корпусов №№ 3,6,9,10 ЖК «Восточный», строительство которых приостановлено в 2015 году, несмотря на привлечение к строительству нового застройщик, не возобновившего строительство согласно условий взятых на себя обязательств. В связи с допущенными нарушениями главе г.о. Звенигород Одинцовской городской прокуратурой 01.11.2017 внесено представление, рассмотрение которого контролируется (л.д. 58-59).
Из сообщения от 02.10.2018г. Главного управления государственного строительного надзора Московской области на обращение от 13.09.2018г. по вопросу возобновления строительства многоквартирных жилых домов, корпуса № 9 и №10 в районе Восточный микрорайона 2,3 городского округа Звенигород Московской области, и в рамках представленных полномочий сообщает, что жилой дом переменной этажности серии И-155М с первым нежилым этажом и объектами инженерного обеспечения, корпус 9, расположен по <адрес>. разрешение на строительство выдано администрацией г.о. Звенигород от 18.12.2013 № RU50332000-053 сроком до 18.05.2015, продлено Министерством строительного комплекса Московской области от 01.11.2018. По результатам проверки от 22.05.2018, установлено, что работы приостановлены с апреля 2018 года. Жилой дом серии И-155М с первым нежилым этажом и объектами инженерного обеспечения, корпус 10, расположен по <адрес> разрешение на строительство выдано администрацией г.о. Звенигород от 18.12.2013 № RU50332000-054 сроком до 01.10.2018. Выполнены сборные конструкции цокольного этажа. Строительно-монтажные работы приостановлены с 20.03.2015. Извещений о возобновлении строительства (корпуса № 9 и № 10) в адрес Государственного управления не поступало (л.д. 60-61).
Из сообщения Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 15.10.2018г. № А26-09-90225991 усматривается, что планируемые сроки ввода корпусов №№ 6,9,10,13 ЖК «Восточный», для строительства которых были привечены денежные средства граждан – 4 квартал 2019 года, строительство указанных корпусов не ведется. Проблематика: отсутствие финансовых средств у ЗАО «Стройпромавтоматика» для завершения строительства всех корпусов; ДДУ между АО «СУ-155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» до настоящего времени не заключены, таким образом, у ЗАО «Стройпромавтоматика» отсутствуют обязательства перед пайщиками АО «СУ-155»; не решен вопрос о технологическом присоединении микрорайона к электрическим сетям (получены ТУ только по вводимым в 2018 году домам) (л.д. 63-65).
Вместе с тем, оснований для отказа по основаниям, на которые ссылается административный ответчик в уведомлении от01.08.2018, не имелось.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.
Согласно пункту 11 "Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учётом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.
В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ16-5.
Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст.431 Гражданского кодекса РФ)».
Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств истца, полагает, что заключенный договор об участии в ЖСК №104051/Ж09109-З-9 от 15.09.2014г., исходя из положений ст. 431 ГК РФ во взаимной связи со ст.ст. 421, 422 ГК РФ по форме, содержанию и условиям обязательства, соответствует всем существенным условиям договора участия в долевом строительстве.
Согласно п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истцом обязательства по уплате денежных средств исполнены, следовательно, он относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Суд, оценив предоставленные доказательства, не находит обстоятельств из перечня условий, установленного пунктом 10 Приложения № 2, в силу которых истцу может быть оказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Таким образом, административный ответчик неправомерно отказал административному истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующему критерию Правил ведения реестра пострадавших граждан.
Учитывая изложенное, застройщик, привлекший денежные средства для строительства многоквартирного дома, на дату рассмотрения иска просрочил исполнение своих обязательств перед истцом, жилой дом в установленный договором срок, а также на дату обращения не построил, квартира в собственность истцу не передана.
Неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов является критерием по признанию гражданина пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствуют критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
В силу требований ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ суд считает необходимым указать в решении на необходимость административному истцу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семенковой Т. Н. к Государственному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, обязании устранить нарушение прав истца - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включенииСеменковой Т. Н. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленный уведомлением от01.08.2018г., на основании протокола заседания Комиссии от 01.08.2018 № ПК-22.
Возложить на Главное управление государственного строительного надзора Московской области обязанность устранить нарушение прав административного истца путём включенияСеменковой Т.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в течение двадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Главному управлению государственного строительного надзора Московской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд иСеменковой Т.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Цыцаркина С.И.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2018 года.